Впервые за столетие совершена литургия старым обрядом

Преосвященный Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский, возглавил торжества 220-летия единоверия в день памяти св. покровительницы единоверческого прихода Санкт-Петербурга мц. Людмилы, княгини чешской при подворье Александро-Свирского монастыря.

29 сентября в приходской праздник единоверческой общины владыка настоятель епископ Мстислав возглавил Божественную Литургию древним (древнерусским) чином/старым обрядом в Преображенском соборе Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря. Его преосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Миролюбов, руководитель  Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь комиссии по делам старообрядных (единоверческих) приходов и по взаимодействию со старообрядческими согласиями при отделе Внешних церковных связей Русской Православной Церкви;  иерей Андрей Фастов;  иеромонах Венедикт (Шустов), руководитель пресс-службы тихвинской епархии; иеромонах Николай (Бестужев), заведующий канцелярией тихвинской епархии. 

Организатором торжеств и консультантами литургики древнерусской богослужебной традиции выступили чтец Александр Гнып, ключарь единоверческого прихода Санкт-Петербурга при подворье Александро-Свирского монастыря, помощник епископа Мстислава по делам единоверческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством и протоиерей Иоанн Миролюбов. Накануне было совершено многочасовое всенощное бдение.
В соборе молились насельники обители, священно-церковнослужители митрополии, паломники и гости - прихожане единоверческих приходов Москвы и Свято-Людмилинской общины. Богослужебные песнопения знаменного роспева в крюковой наонной традиции под управлением головщика Даниила Григорьева исполнил хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции при церкви Покрова Богородицы в Рубцово г. Москвы.
 
По окончании церковных служб  епископ Мстислав обратился к молящимся с проповедью о юбилейных торжествах единоверия Русской церкви, о приходском празднике  единоверческой общины св. мц. Людмилы, княгини чешской, отметил  важность первой за столетие Божественной Литургии архиерейским чином старым обрядом в пределах Санкт-Петербургской митрополии – упомянув и священномученика Симона (Шлеёва), епископа Охтенского, первого единоверческого архиерея Русской Православной Церкви (память 18 августа). Владыка настоятель поблагодарил гостей и паломников за труды в подготовке торжеств: вручив в дар протоиерею Иоанну Миролюбову наперстный крест и икону преподобного Александра Свирского.

В продолжение нескольких дней праздничные богослужения древнерусским чином совершались в «пещерном» храме преподобного Александра Свирского Свято-Людмилинской единоверческой церкви Санкт-Петербурга при Христорождественском подворье Свирской обители, гости посетили святыни и монастыри тихвинской и санкт-петербургской епархий.

Полный фоторепортаж вконтакте по ссылке: https://vk.com/album99581647_274038773

Единый сайт единоверческой церкви Санкт-Петербурга и Духовно-просветительского центра: edinoverie-spb.cerkov.ru   
страницы vk.com/alexgnyp, эл. почта: аlex.gnyp@rambler.ru;  «Единоверие рпц» (vk.com/kaloger)  

Единоверие, как совокупность православных единоверческих приходов и общин  - исповедует Православное Христианство в лоне Московского Патриархата, это столь же каноническое учреждение РПЦ, как, например, монастыри и епархии, но при этом в данных приходах богослужения продолжают совершаться древнерусским чином (старым обрядом), как до раскола Русской Церкви в XVII веке. Не путать со старообрядцами - староверами, находящимся вне лона РПЦ. Один из самых известных православных единоверческих храмов - Никольский единоверческий собор Санкт-Петербурга, ныне занятый Музеем Арктики и Антарктики на ул. Марата.   Учреждено Единоверие в 1800 году императором Павлов и митрополитом Платоном (Левшиным) для ограниченного единства старообрядцев с Господствующей Православной Церковью. В 18 веке, такие приходы и монастыри воссоединенцев назывались «согласниками». 

В 19 столетии Единоверие представлялось, как миссионерский проект для перехода старообрядцев на новый обряд, но в 20 веке тенденция Единоверия и собственно Русской Церкви в отношении православных старообрядцев меняется, чему особенно послужило поставление епископата служащего старообрядчески специально для прихожан единоверческих приходов.  Одним из самых известных неофициальным приверженцем единоверчества являлся святой преподобный Серафим Саровский. 

К 1917 году в РПЦ было около 700 единоверческих приходов, и около 25 монастырей. Но к 1990 году в РПЦ единоверческих приходов осталось только три, так как среди православных  жесткий удар от большевиков понесли и старообрядцы из-за патриархийного уклада семей, крепкой веры, монархических взглядов, принадлежности к фабрикантам, купечеству, казачеству и прочее. 

Отныне старообрядцы (единоверцы) пребывающие в Русской Православной Церкви не ограничены в церковно-бытовой жизни. Идет восстановление и реабилитация  Старообрядчества в РПЦ и в Обществе. «В настоящее время Единоверие представляется, в первую очередь, не как миссия сосредоточенная на присоединение старообрядцев, а на возвращение к древлеправославному, дораскольному благочестию собственной паствы Русской Церкви» - по слову   Александра Максимовича Гнып. Отныне формирование единоверческих приходов проходит по инициативе мирян общеправославных приходов Московского Патриархата, православной интеллигенции, старообрядцев вне лона Вселенской Православной Церкви (особенно беспоповцев). Таким образом, с 90-х годов с каждым годом в РПЦ появляется по одной-две единоверческой общине. И на сегодняшний момент в РПЦ около 45 старообрядных прихода. Общины пребывают в управлении правящих архиереев на канонической территории, которых пребывают, как и обычные храмы. Выстраиваются добрососедские взаимоотношения и диалог РПЦ со старообрядческими Согласиями (церковными организациями), без молитвенного общения.  Единоверие и является таким «мостиком» связующим РПЦ и Старообрядчество. В последние годы особое внимание Старообрядчеству уделяет и Государство. В 2017 г. Президент В.В. Путин впервые, с момента Церковного раскола 17 века, как Глава Государства посетил  с официальным визитом старообрядческий храм вне лона РПЦ.

В 2020 году В МОСКОВСКОМ ПАТРИАРХАТЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ДРЕВНЕРУССКОЙ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ТРАДИЦИИ ТИХВИНСКОЙ ЕПАРХИИ. Центр открыт, в первую очередь, с целью практической реализации Постановлений Поместных и Архиерейских соборов, Священного Синода Московского Патриархата в контексте старообрядчества, одобренных Священноначалием Русской Православной Церкви программ Комиссии по делам старообрядных (единоверческих) приходов и по взаимодействию со старообрядчеством; с целью культурно- просветительской деятельности и распространением церковно-бытовой древнерусской богослужебной традиции; возрождением коренных христианских народов региона и многое другое.

Деяние Освященного Поместного Собора 1971 г. РПЦ «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их»:

1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. 
2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались. 
3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими / стр.7 / на старые русские обряды и на придерживающихся их православно-верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. 

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. 

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой Церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.

Источник и фото: пресс-секретарь Тихвинской епархии

Вернуться к списку новостей