Я помогу

Держи ухо востро!


Дети в Сети: как научить ребёнка безопасно пользоваться Интернетом 

Сейчас почти каждый ребенок к трем годам уже умеет пользоваться различными видеохостингами для просмотра развлекательных каналов. Ребята же чуть постарше активно пользуются смартфонами с доступом к Интернету без присутствия родителей: в школе, спортивных секциях... — так что, несмотря на «детские тарифы», вполне могут наткнуться на информацию, которая нанесет непоправимый вред их психике. Подростки также в силу возраста могут выложить конфиденциальную информацию о себе и близких: где отдыхают, где учатся, какая обстановка в квартире... Как научить ребенка правильно вести себя в Интернете, чтобы он не стал жертвой цифровых злоумышленников или участником киберпреступления? Разобраться нам поможет программист и психолог Николай Абрамченко, а также специалисты в области цифровых технологий.

В первую очередь нужно понять – что такое кибербезопасность?

«Цифровая безопасность – это набор навыков, умений и привычек, которые позволяют нам с вами ориентироваться в пространствах сети и пользоваться всеми цифровыми услугами безопасно для своей жизни.» - говорит Татьяна Голубовская, директор по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ – «Мы соблюдаем простые правила цифровой гигиены в сети, для того, чтобы все время оставаться чистыми».

 

Диалог и конфиденциальность

По словам Н.Абрамченко, прежде всего за безопасностью детей должны следить их родители, причем контроль не должен быть тайным, необходимо установить определенные правила и объяснить их ребенку: «Запреты посещать какие-то сайты не смогут оградить детей от опасностей Интернета. Ребята очень быстро учатся обходить такие запреты: например, могут пользоваться чужим смартфоном, чтобы смотреть контент, который их интересует, и т.д. Тотальный контроль тоже неэффективен — ребенок начинает бояться родителей, становится молчаливым, скрытным, замыкается в себе. Лучшей тактикой является установка доверительных отношений, поддержка вашего чада в затруднительных ситуациях, постоянный диалог. «Познакомьте» ребенка с Интернетом: помогите ему завести собственную электронную почту, зарегистрироваться в социальной сети; покажите настройки конфиденциальности и вместе поставьте ограничения. Проговаривайте вслух: «Давай мы сделаем твою личную страничку закрытой от посторонних людей и предоставим возможность отправлять личные сообщения только твоим друзьям, чтобы тебе не начали писать мошенники. Давай не будем выкладывать твои личные фотографии, чтобы не подвергать тебя опасности». Важно именно предлагать ребенку совершить те или иные действия, а не запрещать. Аргументируйте свою позицию, объясните, почему общаться в Сети лучше с теми, кого ребенок знает в реальной жизни. Например: «Понимаешь, Интернет — это не компьютерная игра, тут находятся настоящие люди и иногда они могут выдавать себя за тех, кем на самом деле не являются. Так, педофил Валера может представиться девочкой Машей и начать с тобой общаться. Вор Серёжа может сказать, что ему двенадцать лет, и попросить сделать фотографии нашей квартиры, а потом обнести ее». 

Защита от травли

Обязательно нужно побеседовать с ребенком о троллях в Интернете и кибербуллинге. 
«Все мы знаем о травле в школе, но кибертравля — это еще более опасное явление, — говорит Н.Абрамченко. — Кибербуллинг носит постоянный характер и может полностью изменить жизнь ребенка. Обязательно отслеживайте настроение чада. Стал ли он более скрытным, раздраженным? Любая смена настроения должна насторожить. Если ребенок столкнулся с троллингом или стал жертвой травли в Сети — это нужно выяснить и помочь ему. Способы есть разные. Лучше, конечно, начать с разговора. Но, если ребенок молчит, а вы подозреваете худшее, стоит прибегнуть к мониторингу при помощи средств родительского контроля. Если факт травли подтвердится, следует немедленно обратиться к учителям, руководству школы, психологу». 
Если же выяснилось, что троллингом или буллингом занимается ваш собственный ребенок, нужно пресечь это как можно скорее. В этом случае специалисты советуют рассказать чаду о том, что некоторые люди, став жертвами травли, могут совершить суицид, и тогда обидчики будут привлечены к уголовной ответственности.

Фокус внимания — на реальность

По словам Николая Абрамченко, если ребенок проводит в Интернете слишком много времени, значит, его жизнь в реальности не отличается разнообразием: «Проще включить малышу мультик, чем поиграть с ним, верно? Так же и в подростковом возрасте. В Сети множество разных ресурсов для развлечения, познания и общения, поэтому серфинг в Интернете сопровождается широкой гаммой чувств, среди которых радость, зависть, гнев, ликование... Если ребенок предпочитает виртуальную реальность обычной, значит, он не может получить эти чувства в жизни. Следовательно, необходимо сместить фокус внимания на реальность. Что выберет подросток — купаться в море или смотреть в экран смартфона, сидя в четырех стенах? Уверяю вас, первое. Расспросите ребенка о том, что его интересует; постарайтесь вытянуть чадо в настоящий мир, где у него сложатся крепкие дружеские связи со сверстниками, тогда количество времени, которое ребенок проводит в Сети, существенно сократится и виртуальный мир перестанет иметь большое значение».

Уважаемые родители! Помните: цифровой гигиене (как и обычной) дети учатся прежде всего в семье. Забота, взаимопонимание, теплые доверительные отношения заметно снижают риски попадания ребенка в киберловушки.

 

Подготовила Полина Корсунская

Вернуться к списку проектов