Энергия Волховской ГЭС для осаждённого Ленинграда
Ладожское озеро вошло в историю, став знаменитой Дорогой жизни, по которой в окруженный врагами Ленинград привозили жизненно необходимое продовольствие и эвакуировали людей. Ладога же помогла прорвать и энергетическую блокаду города.
Энергетический голод
Осенью 1941 года электростанции почти в полтора раза увеличили выработку энергии, обеспечивая оборонные предприятия, трудившиеся для нужд Ленинградского и Московского фронтов. В итоге были израсходованы почти все и без того небольшие запасы топлива, имевшиеся в городе, и в первую блокадную зиму жители остались без тепла и электричества, остановились трамваи и троллейбусы, практически перестал работать водопровод, и всё это — в условиях жесточайших морозов.
Сотрудники электростанций собирали остатки топлива на эвакуированных или остановивших работу предприятиях, разбирали на дрова деревянные дома, но и эти ресурсы не были бесконечными. Самым тяжелым днем для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года, когда во всей системе работала только ГЭС-1, неся нагрузку всего в 3000 кВт, а электроэнергию получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный.
Сложная задача
В марте 1942 года на совещании в Смольном было решено попытаться наладить передачу столь необходимой блокадному городу электроэнергии с Волховской гидроэлектростанции. Для этого нужно было в самом узком месте Ладожского озера проложить бронированный кабель.
Перед энергетиками поставили сложнейшую задачу: с нуля и в короткий срок спроектировать уникальную подводную электропроводку. Требовалось произвести все расчеты с учетом реалий военного времени: сколько и каких материалов потребуется, как обеспечить электроизоляцию, сколько людей и транспорта будет нужно, как предотвратить аварийные ситуации... Сделать всё это предстояло сотрудникам «Ленэнерго».
Производство кабеля
Подводный кабель производили на заводе «Севкабель» в Ленинграде. Рабочие изготовили свыше ста километров подводного кабеля марки СКС сечением 3х120 миллиметров, выдерживающего напряжение в 10 кВ. Так как в осажденном городе не было изоляционной бумаги, для изоляции кабеля использовалась бумага с водяными знаками, которая предназначалась для выпуска денег.
7 августа 1942 года военный совет Ленинградского фронта принял решение о прокладке подводного кабеля, причем на подготовку проекта было выделено всего одиннадцать дней, а на монтаж — не более шестидесяти. Работы поручили молодым инженерам Никодиму Туманову и Ивану Ежову.
Новаторский метод
Готовый кабель был доставлен на более чем сорока барабанах к бухте Морье на Ладожском озере, где производился монтаж. Прокладка выполнялась с 1 сентября по 31 декабря 1942 года.
В связи со сложностью задачи, опасной близостью врага и сжатыми сроками был разработан новаторский метод укладки подводного кабеля. Он позволял, находясь на открытой воде не более десяти-двенадцати часов, укладывать полную длину «нитки».
До укладки кабель монтировался на барже, которую прятали в бухте Морье. Потом за одно прохождение баржи вместе со вспомогательным судном со скоростью два-два с половиной километра в час кабель укладывали в самом узком месте Ладоги. Первая и пятая «нитки» были уложены в два прохода. Всего было проложено пять «ниток» кабеля.
Прокладывали кабель по ночам и в полной тишине, чтобы враг не обнаружил место ведения столь важных работ и не загубил спасительный проект.
Покорители Ладоги
Укладка кабеля требовала много рабочих рук, для этого заводы выделили больше сотни сотрудников, в основном женщин. Отбирали наиболее выносливых и здоровых. Многие сами просились на Ладогу — питание в лагере «Ленэнерго» было лучше, чем в городе (кормили три раза в день, к обеду полагался чистый ржаной хлеб). Кроме того, к работам были привлечены 162-я рота связи, аварийно-спасательный отряд Краснознаменного Балтийского Флота и отряд подводно-технических работ.
Чтобы проложить кабель такой длины, какая была необходима в данном случае, обычно требовалось не меньше трех месяцев, однако в распоряжении рабочих имелось не более шестидесяти суток. Но, благодаря совместным усилиям энергетиков, кабельщиков и добровольцев, линию проложили за рекордных сорок восемь дней! Все работавшие на Ладоге были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Спасительный проект
Электричество вернулось в Ленинград уже 23 сентября 1942 года (как только была проложена первая «нить») и поступало в сеть «Ленэнерго» по подводному кабелю до конца 1943-го. За это время осажденный город получил более двадцати пяти миллионов кВт/ч электроэнергии. Благодаря подводному заложению кабель был недосягаем для фашистской авиации и артиллерии, и в Ленинграде были восстановлены производство на заводах и трамвайное движение, в квартирах жителей появился свет.
После войны большую часть электрокабеля со дна Ладожского озера проложили под главной магистралью города — Невским проспектом, где он прослужил жителям города на Неве еще много лет. Сейчас образец того кабеля представлен в Музее обороны и блокады Ленинграда.
Анатолий Дроздов