Поводом для очередных записок краеведа послужили события, связанные с одним из эпизодов отечественной истории — тайной встречей императрицы Екатерины II с «секретным узником», наследником российского престола Иоанном Антоновичем. Этот эпизод стал известен благодаря творчеству писателя Григория Петровича Данилевского.
Образование и карьера
Г.П. Данилевский вошел в историю отечественной литературы как автор, прежде всего, занимательной исторической беллетристики. Он родился 14 (26) апреля 1829 года в семье харьковского помещика, отставного поручика Петра Ивановича Данилевского. Получив первоначальное домашнее образование, одиннадцатилетний мальчик был определен в Московский дворянский институт, знаменитыми воспитанниками которого в разное время были Жуковский, Грибоедов, Лермонтов, Тютчев. По окончании институтского курса (1841–1846) с очень хорошими успехами и отличным поведением Григорий получил согласие родных на то, чтобы отправиться в столицу и продолжить образование на камеральном отделении юридического факультета Санкт-Петербургского университета (1847–1850).
Окончив университетский курс со степенью кандидата права и серебряной медалью за конкурсное сочинение «О Пушкине и Крылове», Данилевский поступил канцелярским чиновником в Министерство народного просвещения, где обратил на себя внимание и был назначен на должность чиновника особых поручений при товарище министра народного просвещения. Служба оказалась необременительной и познавательной. Григория Петровича часто командировали то для сбора сведений о древних рукописях и старинных актах, хранящихся в монастырях и городах Курской и Харьковской губерний; то для осмотра и описания местностей в археологическом отношении Полтавской губернии; то для изучения и описания быта населения прибрежных районов Азовского моря, Днепра и Дона.
Несмотря на свои служебные успехи и расположение начальства, после семи лет безупречной службы Данилевский вышел в отставку и отправился на родину, в Харьковскую губернию, где женился и начал заниматься земской деятельностью. Иногда посещал Петербург. В 1860 году совершил путешествие за границу, где в течение года успел побывать во Франции, Германии, Англии, Италии и славянских землях Турции.
Но Петербург манил своими возможностями, поэтому спустя двенадцать лет, в январе 1869 года, Данилевский вернулся в столицу и поступил на службу чиновником особых поручений в Министерство внутренних дел, откуда сразу же был командирован в распоряжение главного редактора новой официальной газеты «Правительственный вестник». Там Григорий Петрович проявил себя с наилучшей стороны, и это не осталось незамеченным: в январе 1870 года он стал помощником главного редактора газеты, а в 1881-м — главным редактором, которым оставался почти девять лет, вплоть до своей смерти.
Путь в литературу
Литературную деятельность Данилевский начал как поэт. Еще будучи семнадцатилетним студентом Петербургского университета, в 1846 году он опубликовал свое первое стихотворение — «Славянская весна» — в популярном тогда литературном журнале «Иллюстрация».
В 1850-е Григорий Петрович попробовал свои силы в жанре беллетристики — легкой и занимательной художественной прозы, сначала бытовой, а затем и исторической. Так появились сборник этнографических повестей из малороссийского быта и старины под названием «Слобожане» (1854), а следом рассказы «Вечер в тереме царя Алексея Михайловича», «Царь Алексей с соколом» (1856) и «Екатерина Великая на Днепре» (1858). Однако литературная известность пришла к Данилевскому только после появления его первых романов «Беглые в Новороссии» (1862) и «Воля (Беглые воротились)» (1863), которые печатались под псевдонимом А.Скавронский в журнале Ф.Достоевского «Время». Во второй половине 1860-х вышли из печати сборник исторических и биографических очерков «Украинская старина» (1866) и роман «Новые места» (1867)
Начиная с середины 1870-х, Данилевский посвятил свое творчество в основном созданию произведений, которые в художественной форме отобразили наиболее значимые события отечественной истории, происходившие на протяжении практически всего XVIII и начала XIX столетий. Первым в 1875 году был окончен исторический роман «Мирович», в рукописи имевший название «Царственный узник». Затем последовали исторические повести «Потёмкин на Дунае» (1876), «Уманская резня» (1878) и «На Индию при Петре I» (1879). В 1881 году на страницах журнала «Русская мысль» начали печататься главы, к сожалению, неоконченного романа о декабристах «Восемьсот двадцать пятый год». Затем на суд публики были предложены три больших романа: «Княжна Тараканова» (1882), «Сожженная Москва» (1885) и «Черный год» (1889). Незадолго до смерти Григорий Петрович начал работу над новым историческим произведением, в котором хотел изобразить трагическую судьбу царевича Алексея Петровича, однако ему удалось закончить только первую часть романа, которая была напечатана уже после смерти автора в январском и февральском номерах журнала «Русская Мысль» за 1892 год.
Однако жанром исторической беллетристики творчество Г.П. Данилевского не ограничивалось. Оно было весьма многогранным. Свидетельством этому служит посмертное 24-томное собрание сочинений, вышедшее в 1901 году в приложении к журналу «Нива».
Умер Григорий Петрович от тяжелой болезни на шестьдесят втором году жизни 6 (18) декабря 1890 года. В медицинском заключении было записано, что у покойного находился в почках большой величины камень, который, отделившись, закупорил выход из почек, вследствие чего произошло смертельное заражение крови. Похоронен писатель на родине, в Харьковской губернии.
Судьба романа «Царственный узник»
Несмотря на неоднозначное отношение литературных критиков к творчеству Данилевского, публика зачитывалась его произведениями, среди которых наибольший успех выпал на долю романа «Мирович». Во многом это объяснялось интересом общества к несчастной судьбе наследника российского престола Иоанна Антоновича (Иоанна VI). Скрытые от публики завесой секретности некоторые обстоятельства, связанные с его жизненной трагедией, впервые были преданы гласности именно на страницах этого романа. За основу был взят эпизод с попыткой освобождения заключенного в Шлиссельбургскую крепость наследника, предпринятой подпоручиком Смоленского пехотного полка Мировичем в ночь с 4 на 5 июля 1764 года с целью возведения Иоанна Антоновича на престол.
Роман, имевший в рукописи название «Царственный узник», был закончен в начале 1875 года. Тогда же произошло первое знакомство публики с его содержанием. Как сообщала московская газета «Русские ведомости» (№68, 1875), 3 марта в Обществе любителей словесности при Московском университете автор читал отрывки из нового романа «Царственный узник» и при этом «имел шумный успех».
Однако, несмотря на столь удачное анонсирование, в печати произведение так и не появилось. По цензурным соображениям роман был вырезан из уже подготовленного к печати номера литературно-политического журнала «Вестник Европы». Почти четыре года прошли в безуспешных хлопотах, прежде чем 9 марта 1879 года Данилевский получил от начальника Главного управления по делам печати В.В. Григорьева официальную бумагу, в которой сообщалось, что «Государь Император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, Высочайше соизволил разрешить печатание вашего романа «Царственный узник». Это стало возможным благодаря протекции императрицы Марии Александровны. Рассказывают, что через одну из фрейлин Ея Величества Данилевскому удалось представить «Царственного узника» на прочтение императрице. Роман ей очень понравился, и это было передано Государю Императору Александру II.
Тем не менее министр внутренних дел Л.С. Маков все-таки обратился к Данилевскому с частной просьбой изменить название произведения. Григорий Петрович просьбу исполнил: летом 1879 года роман был представлен широкой публике на страницах журнала «Вестник Европы» под названием «Мирович». В следующем году «Типография М.М. Стасюлевича» напечатала его отдельной книгой, а императрица пожаловала автору романа дорогой перстень с рубином и девятью крупными бриллиантами.
«Мирович» был доброжелательно принят не только публикой, но и отечественной критикой. Литературно-политический журнал «Русская мысль» в ноябрьском номере за 1880 год сообщал: «Это капитальный труд, к которому нельзя не отнестись с почтением. Не помним, чтобы какой-либо исторический роман производил на нас более глубокое впечатление, чем «Мирович». От него трудно оторваться, пока его не кончишь. Без сомнения, одна из главных причин тому — чрезвычайно интересная эпоха (конец царствования Елизаветы, воцарение Петра III, а затем Екатерины II), множество крупных исторических фигур и романтическая, полная трагизма история принца Иоанна Брауншвейгского. Можно думать, что и за границей он встретит большой успех».
Эти ожидания оказались оправданными. Газеты того времени сообщали, что буквально сразу после появления роман был переведен на французский, немецкий и чешский языки. Что же до ярких исторических картин, нашедших свое место на страницах романа, то одной из них, имеющей отношение к истории тайной встречи императрицы Екатерины II с Иоанном Антоновичем, посвящена целая глава — «Ночь в Пелле».
(продолжение следует)
Юрий Егоров