Свобода или анархия? Сломленные устои или новые возможности? Государственное становление или социальная неустойчивость? Честные выборы или прихватизация? Малиновый пиджак или зарплата натурпродуктами? Вперед к рыночной экономике или «Back in the USSR»? Капитализм или бандитизм? Лихие девяностые или крутые девяностые? Всплеск культуры или нравственная деградация? Миллион за батон или «фантики» на счету? Сок из трехлитровой банки или «просто добавь воды»? «Три мушкетера» или «Санта-Барбара»? Видеопрокат или программа телепередач? «Терминатор» или «Брат»? Русский рок или попса? «Сникерс» или «Алёнка»? Лысые пупсы или изящная Барби?.. Есть мнение, что только носитель постсоветской коллективной памяти способен понять смысл всех этих словосочетаний, характеризующих исторический период 1990-х годов в нашей стране. Шоковая терапия того времени повлияла не на одно поколение живущих ныне. А как именно повлияла, на чем росли юные граждане Российской Федерации, чем заполняли свой досуг взрослые, как люди искусства пытались в «режиме реального времени» осмыслять в творчестве происходящее вокруг них — со всеми этими вопросами мы начинаем разбираться только сейчас, спустя два с лишним десятка лет.
Новая эстетика
Одним из первых серьезных публичных исследований девяностых годов стала выставка «Лихие 90-е. Свобода без границ», проходившая в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков в конце 2019-го — начале 2020-го. Организаторы размышляли в первую очередь о расширении границ культурного пространства.
Возможность стать «гражданами мира» и принимать у себя всех желающих, откуда бы они ни прибыли, привела к настоящему вавилонскому многообразию в культуре. Авторы всех мастей искали новые средства выражения во всех видах искусства, а вкупе с ограниченностью бюджетов и элементарным отсутствием художественных материалов эти поиски вылились в создание инсталляций из мусора, скульптур из подручных и подножных средств и находок; в предпочтение графики, а не живописи, а также в организацию различных акций и перформансов, где шокированные жизненными бурями артисты пытались максимально вывести зрителей из зоны комфорта, вовлечь в круговерть событий, достичь экстремальной интерактивности. Жизнь бросала людям вызов, и самые чувствительные из них — художники, музыканты, поэты, режиссеры, артисты театра и кино — бросали вызов традиционному искусству, идя порой на всевозможные художественные эскапады, изобретая невообразимые сочетания материалов, поражающие воображение образы и подписываясь эффектными псевдонимами, чтобы отыскать ту самую новую эстетику наступившей свободы, выразить свои ощущения от революционности происходящего, сохранить для потомков, которые потом, потом когда-нибудь разберутся, что к чему; подведут итоги; поймут, кто был прав, а кто пошел не туда.
В девяностые мир был полон абсурда и ужаса не только перед завтрашним, но и перед текущим днем, поэтому темами для художественных произведений становились и криминальные разборки на улице, и вакханалии любовных сцен, а среди персонажей появились «новые русские» и асоциальный элемент. Тревожность и опасность этих образов нередко сдабривалась бесшабашным юмором, ведь иначе можно было и не выжить.
Специально к выставке в МИСПе был подготовлен документальный фильм, представляющий собой квинтэссенцию воспоминаний ключевых фигур культуры девяностых, который теперь доступен на страницах музея в Интернете.
Посмотреть документальный фильм «Лихие 90-е. Свобода без границ», созданный к одноименной выставке в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–XXI веков: https://youtu.be/pDFnoqKC0jU
Родом из детства
Еще одна попытка осмысления периода 1990-х и его влияния на ныне живущих россиян была предпринята на днях в Отрадненской городской библиотеке. 1 февраля там состоялась встреча с Ольгой Лозовской, которая с июня 2023-го последовательно знакомила посетителей библиотеки с особенностями жизни детей в Советском Союзе в 1920-х, 1930-х, 1940-х, 1950-х и последующих годах. В этот раз была представлена лекция на тему «Постсоветское детство: 90-е годы XX века».
Те, кто пришел на мероприятие, вспомнили или узнали о том, какие произведения художественной литературы входили тогда в круг детского и юношеского чтения; как развивался кинематограф, ориентированный на данную возрастную категорию; какие игрушки получили распространение; какими были последствия прекращения деятельности Всесоюзной пионерской организации; в чем состояла специфика школьного уклада в тот исторический период и т.д. Слушатели живо реагировали на рассказ О.Лозовской, дополняли слова лектора собственными эмоционально окрашенными воспоминаниями.
В марте посетители Отрадненской городской библиотеки смогут продолжить изучение «лихих времен» на мероприятии, посвященном игровому кино 1990-х. Лектором также выступит Ольга Лозовская.
Жанна Мозговая, фото автора