Новости Отрадного

Ах, этот волшебный цирк!

История любимца отрадненской детворы, фокусника и мага Петра Радищева

Гаснет свет, смолкают голоса, поднимается занавес. Зрители замирают в ожидании фокусов и чудес, заворожено наблюдая за действием на сцене. Казалось бы, всё просто и каждый сможет повторить… Однако это — лишь иллюзия, ведь цирк — ежедневная, кропотливая работа по оттачиванию ремесла, а для этого нужно непременно влюбиться в него на всю жизнь.

 

Знакомство с цирком

Добрый клоун, маг и фокусник Пётр Радищев родился в 1959 году в Пушкине, тогда пригороде Ленинграда. Его мать трудилась на фабрике спортивного инвентаря «Динамо», сюда же она устроила упаковщиком сына, когда он окончил школу. Но условия работы Петру не понравились, и через пару месяцев он уехал в поисках себя в Ленинград, где судьба свела его с Цирком на Фонтанке.

«Я пришел на служебный вход, а там сидит этакая тетя Мотя в берете, звонит по служебному телефону, и ко мне выходит мужчина в рыжем парике. Приличный парик, не клоунский. Мы заходим внутрь, а там артисты... Красивые! Я в восторге осматриваю обстановку, меня знакомят с Витей Шурыгиным, который должен показать мне мою работу. Спрашиваю: «А Витя — клоун?» «Да, — говорят. — Витя — тот еще клоун!»

В тот день Пётр Радищев впервые приобщился к цирку. Коллектив сразу принял новичка, его стали обучать творческому ремеслу. Чуть позже к Петру подошел известный клоун Семён Александрович Маргулян и произнес судьбоносную фразу: «Если ты, Петя, хочешь работать в цирке, тебе обязательно нужно высшее образование. Без этого никуда не пробиться и заграницу не выехать».

Радищев последовал совету, но студенческие годы на заочном отделении факультета «Искусств» Ленинградского государственного института культуры имени Н.К. Крупской были недолгими — их оборвала повестка из военкомата.

 

Рядовой Радищев — заведующий клубом

Стоит отметить, что на каждом этапе своего жизненного пути Пётр умудрялся оставаться верным выбранной профессии, поскольку проявлял свои творческие дарования даже там, где для их применения, казалось бы, нет места.

«Нас, десять человек, привезли после «учебки» в часть, где планировалось распределение. В штабе, где мы сидели, офицер пролистывал личные дела и спрашивал, кем мы были на гражданке. Когда очередь дошла до меня, он с удивлением прочел: «Ордена Красного Знамени... Чё, есть орден Красного Знамени?» Я говорю: «Вы читайте дальше». «…И ордена Красной Звезды… И орден Красной Звезды у тебя есть?» «Нет, — говорю, — вы читайте дальше». Он читает: «…Ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды Ленинградский государственный цирк. А-а-а, цирк! А специальность? Униформаст». (Моя профессия в цирке называлась униформист, но кто-то допустил ошибку.) «Ты чего, универсальный мастер»? Тут я и брякнул: «Нет, но я могу работать заведующим клубом». Майор, который тихо сидел в сторонке, встрепенулся: «Этого парня я забираю. У меня сейчас как раз уходит мой заведующий». Девять человек, с которыми я был в «учебке», хором зашипели: «Ну, ты даешь!»

Все два года службы Пётр был заведующим клубом, который представлял собой настоящий храм культуры: огромное стеклянное фойе, несколько специализированных помещений для артистов, фотолаборатория и огромный зрительный зал, — однако всё это пребывало в запустении. С разрешения офицера части рядовой Радищев отобрал среди солдат-срочников девять самых подходящих по профилю деятельности помощников и буквально преобразил клуб. Основу труппы составили артисты по призванию и рядовые по званию: банщик, бойлерщик, повар, санинструктор, свинарник и работники кухни. Офицеры были в восторге от изменений!

«Потом я поехал в Куйбышевский дом культуры, чтобы попросить кино для части. С директором мы договорились о бартере: я им мешок картошки, он мне — фильм хороший; я им мешок сахара, он мне — фильм хороший. Продукты я привозил на офицерском уазике и каждый раз получал новые французские фильмы. На киносеансах в клубе всегда был аншлаг!»

Но в Куйбышевском военном округе было мало просто иметь в части клуб. Ежегодно, по распоряжению сверху, нужно было организовывать и проводить конкурсы самодеятельности, чтобы офицеры и солдаты могли проявить свои творческие способности. В первый год девять «артистов» Петра Радищева завоевали на конкурсе самодеятельности первое место, покорив сердца офицеров военного округа своим ярким выступлением с элементами фокусов. На второй год службы рядовой Радищев совместно с творческим коллективом клуба подготовил совершенно иное выступление.

«Мы собрали хор из двадцати человек, которые в течение двух месяцев репетировали по выходным. Большую его часть составляли срочники из Средней Азии, которые по-русски не могли и двух слов связать. Наш рядовой-пианист Арно Погосян предложил, чтобы пели только пятеро, а остальные просто открывали рты. Первоначально выбрали песню «Мой адрес — Советский Союз», но, послушав ее, офицер забраковал выбор. Тогда мы взяли песню «Малая земля — священная земля», посвященную местам боевой службы генерального секретаря ЦК КПСС-руководителя СССР Л.И. Брежнева во время Великой Отечественной войны; месяц муштровали друзей из Средней Азии и, наконец, позвали майора. Где-то в середине песни он встал и стоял, отдавая честь, до конца исполнения. То же самое сделали и офицеры на конкурсе. По окончании нашего номера грянул шквал оваций. После дембеля майор упрашивал меня остаться, обещал звание прапорщика и двухкомнатную квартиру с видом на Волгу, но я отказался — меня ждал цирк в Ленинграде».

 

Снова цирк и гастроли

По окончании службы Пётр окончил Ленинградский институт культуры, одновременно пару лет поработав в Цирке на Фонтанке, где создал свой оригинальный номер, и ушел работать в шапито.

Была предпринята попытка устроиться в Большой цирк в Москве, но председатель комиссии, пожилая дама, некая Бугрынина, отвергла номер, даже не приняв к сведению возражения известного клоуна и артиста кино Юрия Владимировича Никулина. После этого пошли годы творческих исканий. В процессе скитаний по разным сценам Радищев некоторое время трудился в Доме культуры имени Карла Маркса, где создал цирковую студию для детей.

Пётр Петрович очень любит вспоминать свою работу в Цирке Леонида Филатова, который ездил с представлениями по всей России. «Как-то отправились мы в Сибирь. Зима, морозы под –40-45°C. А у нас — Тихон, добродушный ручной медведь, который часто спал вместе с нами, если не хотел идти в клетку на сено и солому, которые мы покрывали фуфайками. На станции Карга наш поезд остановился для смены локомотива. Ночь, но мы еще не спим — вагоны только-только протопили. Вдруг слышим — голоса, скрип снега и кто-то поднимает ножом крючок на дверях. Местное ворьё! Тихон в ту ночь спал вместе с нами, а любопытным он был до жути. Теперь представьте: крючок аккуратно снимается, дверь потихоньку открывается, воришки светят фонариком внизу, затем плавно поднимают его вверх, а там... МЕДВЕДЬ! Я такого крика никогда в жизни не слышал. Воры с воплями ломанулись в тайгу, наш Тихон — за ними, а мой напарник Петя — за Тихоном. Только ветки в лесу трещат! С трудом мы тогда выманили Тихона морковкой обратно к поезду».

 

Цирковая студия «Улыбка»

В начале 1990-х, после развала Госцирка, Пётр вынужден был на некоторое время сменить род деятельности, устроился проводником поезда дальнего следования и даже сделал карьеру, став начальником поезда. Но цирк был у Петра в крови, и в 2006 году он вновь создал собственную детскую цирковую студию, назвал ее «Улыбкой» и открыл филиалы в Павловске и Отрадном.

В нашем городе Радищев занимался с ребятами, используя сцену КЦ «Фортуна», но после капитального ремонта в учреждении Петра Петровича попросили перенести занятия в спортивный зал. Попытка убедить администрацию в том, что цирку необходима сцена, а не спортзал, не увенчалась успехом. Пришлось уйти.

Почти год ребята оставались без помещения, но его величество случай помог «Улыбке» обрести новый дом — цирковую студию приютила директор Центра внешкольной работы Т.Н. Голенькова. Ребята, их родители и сам руководитель судии очень благодарны Татьяне Николаевне за ее доброе и отзывчивое сердце!

Помимо работы в студии, волшебник, маг и просто добрый клоун Пётр Радищев вместе со своим шапито на радость благодарным зрителям уже два года организует яркие представления на праздниках, в том числе в День города Отрадное. «Привет, мои дорогие зрители! Девочки и мальчики, а также их родители! Вам нравятся фокусы? Вот с фокусов мы и начнем!»

 

Алексей Дубинин

Фото Петра Радищева

Вернуться к списку новостей