Новости Отрадного

Культурный маршрут

В середине октября в рамках национального проекта «Культура» десять учеников Кировской гимназии — победители и призеры различных олимпиад и конкурсов — отправились в путешествие по культурно-просветительскому маршруту «Золотое кольцо. Александр Невский».

Путешествие началось в Москве на Ленинградском вокзале, где нас встретил гид Алексей. Первым мы посетили город Переславль-Залесский, основанный в 1152 году Юрием Долгоруким. (Залесским город назван потому, что находился за лесами — в Залесье). Мы увидели ансамбль Красной площади, земляные валы, Спасо-Преображенский собор, памятник Александру Невскому, Горицкий Успенский монастырь.

В поселке Веськово, неподалеку от Переславля, мы побывали в Музее-усадьбе «Ботик Петра I». Катя Такуева делится своими воспоминаниями о поездке: «Нам открыли ворота, и мы поднялись на небольшую усыпанную листьями гору Гремяч, где стоял памятник 1992 года Петру Великому, указывающему на озеро Плещеево. Нам рассказали, что Пётр I за год построил более ста ботиков. Мы зашли в музей, где стоял огромный ботик «Фортуна». Ему более трехсот лет! Сам Пётр был строителем этого судна! Далее мы прошлись по красивой аллее, на пути которой стоял Белый дворец, ранее служивший для приема почетных гостей, в том числе членов императорской семьи».

В музее Александра Невского, находящемся на территории Горицкого Успенского монастыря, мы узнали, как жили люди в XII–XIV столетиях, во что одевались русские ратники, рыцари Тевтонского ордена и татаро-монголы; увидели образцы вооружения, древние монеты и диораму Невской битвы. Кирилл Куприенко написал: «Мне очень понравилась поездка по Золотому кольцу! В ней я побывал в разных местах, но больше всего мне запомнилась экскурсия по музею Александра Невского. Нам рассказали о жизни князя; о битвах, в которых он участвовал; о вооружении солдат XIII века и даже показали предметы, которые принадлежали Александру Невскому!»

Вечером мы приехали в Ярославль, а на следующее утро отправились в музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха». Этот усадебный комплекс дворцового типа был построен в XVIII веке и сохранил свой первоначальный облик. Стояла чудесная солнечная погода, и мы смогли насладиться прекрасными видами на усадьбу, прогуляться по парку, подойти к памятнику Николаю Алексеевичу.

Арине Пустовит очень понравилось в «Карабихе», и она поделилась своими впечатлениями: «Это место, где несколько летних сезонов жил и творил поэт Некрасов. Было очень любопытно посмотреть на сохранившийся со времен Николая Алексеевича интерьер, увидеть принадлежавшие ему вещи. Любимой комнатой поэта была гостиная, где он проводил большую часть дня, сочиняя свои произведения. В его рабочем кабинете висит картина — единственное, что напоминало Николаю Алексеевичу о его покойной матери, которую он сильно любил. Мы посмотрели фильм, где подробно рассказывается о жизни и творчестве А.Н. Некрасова, о его работе в журналах «Современник» и «Отечественные записки», о тяжелом выборе между знаменитыми русскими писателями Тургеневым, Достоевским, Толстым и писателями-демократами Белинским и Добролюбовым. Всё это стало для меня своеобразным погружением в те времена и позволило лучше понять и оценить творчество Некрасова».

Никого не оставила равнодушным экскурсия в Академический театр имени Ф.Волкова, основанный в 1750 году. Здание театра построено в стиле неоклассицизма и славится роскошными, почти дворцовыми интерьерами. Нам рассказали об истории первого русского театра и о его современной жизни, показали сценический комплекс, театральные цеха, в том числе швейный, где изготавливают костюмы для спектаклей; гримерки актеров и фойе, где проходят различные выставки. Заглянули мы и на сцену, увидели роскошный зрительный зал с великолепными деревянными креслами.

Вечером мы гуляли по городу и посетили красивейшее место — Стрелку, где во времена великого князя Александра Невского находился Ярославский кремль и где сливаются реки Волга и Которосль. По преданию, именно на этом месте в 1010 году князь Ярослав Мудрый и основал град Ярославль.

На следующий день мы отправились в село Семибратово, где побывали в музее «Баклуши». Оказалось, это делать ложки — это сложная и трудоемкая работа, а поговорка «Бить баклуши» совсем не соответствует своему метафорическому значению. Софья Сердюк поделилась впечатлениями об этом музее: «Сначала экскурсовод подробно рассказала нам о создании ложек. В процессе экскурсии я попробовала колоть дрова с помощью металлического приспособления, которое видела впервые. Далее нас познакомили с культурой еды на Руси, представили ложки из разных стран и рассказали об их особенностях. В отдельном зале мы увидели, как женщины и дети могли участвовать в процессе изготовления ложек. Наглядная экспозиция помогла в полной мере погрузиться в мир древней Руси».

В этом же селе мы посетили музей варенья. Да-да, есть и такой музей, точнее — библиотека. Вот что написала Анастасия Василевская, побывав там: «Вы когда-нибудь были в библиотеке, где вместо книг на полках стоят баночки с вареньем? Варенье на меду и на патоке, варенье из ягод, фруктов, овощей, одуванчиков и кактусов. Не были? Тогда вам в «Библиотеку варенья» в селе Семибратово! Нам, сладкоежкам, очень повезло: мы побывали в этой необычной библиотеке. В хранилище нам рассказали об истории варенья и необычных рецептах, а в читальном зале мы пробовали любимое варенье Ивана Грозного, подивились вкусу огуречного и тыквенного варений и полюбовались необычным цветом арбузного. Домой я привезла баночку варенья из шишек».

В Ростове Великом мы побывали в обнесенном мощными крепостными стенами местном кремле, на территории которого расположены пять храмов, Успенский собор и комплекс других построек. Карина Лисина с удовольствием отмечает: «Поездка по Золотому кольцу оставила множество положительных впечатлений. Все места, которые мы посетили, запомнились по-своему, но особенно хочется выделить Ростовский кремль и экскурсию, которая открыла мне этот город с новой стороны. Вначале нам рассказали историю кремля, затем продемонстрировали фильм о нем. Меня поразило, что в 1953 году город был практически разрушен стихийным бедствием!.. Сейчас кремль отреставрирован, многие значимые вещи в нем сохранились. Мы посетили Успенский собор, и меня сильно впечатлил иконостас. Интересно было «прочитать» и историю воскрешения Христа, запечатленную во фресках на стенах храма. Оказалось, что в одной из церквей на территории кремля фрескам почти четыреста лет! Нам рассказали о специальном грунте, благодаря которому они сохранились. Ростов — довольно маленький город с небольшим числом жителей, но кремль вызывает невероятное восхищение. Из всех

впечатляющих экскурсий во время поездки по Золотому кольцу мне больше всего запомнилась именно эта».

По дороге в Москву нам удалось побывать на экскурсии по Троице-Сергиевой Лавре, центру русского православия, включенному в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Это настоящая жемчужина в ожерелье городов Золотого кольца России!

Завершающий день нашей познавательной поездки прошел в Москве. Мы познакомились с красавицей-столицей, проехались по Тверской и другим историческим улицам города, посетили Воробьёвы горы и полюбовались на современные высотки Москва-Сити.

Днем мы посетили Российский национальный музей музыки имени М.И. Глинки. Вот что пишет об этом Виктория Мамирова: «Сначала нас отвели на этаж, где были слышны звуки космоса, природы и разных инструментов. Ребята поиграли на горне, гуслях и даже на барабане для ног. В следующем зале мы стучали прямо по кастрюлям и сковородкам. Было очень громко и весело! В другом зале были интересные экспонаты, которые наглядно показывают, как передаются звуковые волны. Мы рассмотрели строение уха и выяснили, как звук поступает к нам в мозг. На следующем этаже располагается множество народных инструментов. Нам показали некоторые весьма любопытные экспонаты! Мы с ребятами разгадывали кроссворд и решали ребусы на тему «Музыкальные инструменты». В этом музее мы смогли почувствовать себя настоящими музыкантами! Под хоровое исполнение «Славься!» мы звенели колокольчиками, а экскурсовод задавала нам ритм. Затем мы ознакомились с другими экспонатами: увидели клавесин, на котором играл сам В.-А. Моцарт, и инструмент С.В. Рахманинова. Мне очень понравилось в музее музыки! Обязательно посетите его!»

Завершился день посещением Красной площади и нового символа Москвы — парка «Зарядье». Валерия Грибкова так описала его посещение: «Хотя накрапывал дождик и было холодно, нам удалось посмотреть четыре климатические зоны, характерные для России: лес, тундру, степь и заливные луга; увидеть интерактивные объекты, подземный музей с ледяной пещерой, концертный зал с большим амфитеатром. Побывали мы и на парящем мосту, который возвышается над Москвой-рекой. Оттуда открывается обзор на сталинские высотки, Московский кремль, комплекс Москва-сити… Поездка мне очень понравилась! Программа включала в себя все самые важные для посещения места, которые будут интересны школьникам всех возрастов».

По Красной площади учащиеся из Кировска гуляли под моросящим дождем, однако внимательно слушали историю кремля, площади и создания храма Покрова Божией Матери (собора Василия Блаженного). Илья Шамахов написал после поездки: «Недавно я посетил Красную площадь в Москве. Это место является центром, символом России и имеет большую историческую ценность. Больше всего меня удивили масштабы кремля! Узнал я и причину образования Красной площади: оказывается, она являлась пространством для беспрепятственного обстрела неприятеля! Также я побывал в самом центре России — на нулевом километре наших автодорог. Мне очень понравился ГУМ, летом его украшают цветами, а сейчас он полон тыкв. Эта поездка позволила мне совершить небольшую перезагрузку, немного передохнуть и получить массу незабываемых впечатлений».

Действительно, поездка запомнится ребятам надолго! Большое спасибо национальному проекту «Культура-2021» — «Моя Россия» и комитету образования администрации МО Кировский район Ленинградской области за возможность увидеть и прикоснуться к истории, духовно-нравственным и культурным ценностям нашей страны!