Новости Отрадного

«Морским судам быть!»

Военно-Морской Флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII до начала XX века. Идея ежегодного торжественного празднования в честь флота принадлежит Петру I: 27 июля (7 августа по новому стилю) 1714 года российский флот одержал победу при Гангуте и царь повелел ежегодно отмечать день Гангутской победы торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками.

Создание регулярного военного флота в России — историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII–XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития государства.

Первая постоянная группировка сил — Азовский флот — была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695–1696 годов и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696-го Боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть...», которое стало первым законом о флоте.
В ходе Северной войны 1700–1721 годов определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени: борьба против военно-морских сил противника, морские коммуникации, оборона побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Приоритетность задач иногда менялась, а вместе с ней изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

В Российском государственном архиве древних актов сохранился фрагмент документа под названием «Статьи удобныя, которыя принадлежат к взятию крепости или фортеции от турок Азова». В нем записаны вопросы и предложения Петра I, а также решения Боярской думы. Так как предложения были новыми, а для их реализации требовались огромные средства, дума заседала дважды. 
В документе Боярской думы от 20 октября 1696 года записано: «Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить». 4 ноября были определены сроки постройки Азовского флота: «Корабли сделать со всею готовностию и с пушками, и с мелким ружьем, как им быть в войне, к 1697 году, к апрелю…»

Для строительства кораблей землевладельцы были поделены на «кумпанства» (компании). Каждая компания должна была построить один корабль и вооружить его. Изначально планировали построить 52 корабля: 19 кораблей должны были возвести светские землевладельцы, 19 — духовенство и 14 — купечество.

Колыбелью петровского флота стал город Воронеж. С весны 1697-го кораблестроительные работы шли полным ходом. Строились двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25–40 орудиями на борту. Осенью Пётр обязал землевладельцев и купцов построить еще 25 кораблей. К 1699 году постройка большинства судов была завершена.

Одновременно шел процесс создания основ военной организации флота, его боевого управления. В 1700 году был учрежден «Приказ адмиралтейских дел», позже преобразованный в Адмиралтейскую коллегию. Он стал центральным государственным органом по управлению строительством, снабжением и обеспечением флота. Кораблестроительными работами руководили лучшие русские мастера, среди них выделялся Фёдор Скляев. Огромный талант и отличные способности выдвинули его в число родоначальников русской школы военного кораблестроения. По проектам и под руководством Скляева на воду было спущено более двухсот парусных и гребных судов для Азовского, Балтийского и Белого морей. 

14 августа 1699 года эскадра Азовского флота вышла в свое первое плавание. Ее составили десять больших кораблей: «Скорпион» (под флагом генерал-адмирала Фёдора Головина), «Благое начало», «Цвет войны», «Растворенные врата», «Апостол Пётр», «Сила», «Безбоязнь», «Соединение», «Меркурий» и «Крепость»; галеры «Периная тягота» и «Заячий бег», царская яхта, два галиота, три бригантины и четыре морских казачьих струга. На них шли несколько сотен донских казаков во главе с атаманом Фролом Минаевым.
18 августа суда русской эскадры появились близ Керчи, став полной неожиданностью для турецкого губернатора города и командующего турецкой эскадрой адмирала Гасан-паши (у Керчи стояла турецкая эскадра из четырех кораблей и нескольких галер). Сначала турки отказывались пустить русское посольство, но посланники были непреклонны. В итоге турки согласились, но попросили, чтобы русская эскадра поскорее ушла из вод Керченского пролива. 

28 августа, когда подул попутный восточный ветер, «Крепость» вышла в путь. Рано поутру 2 сентября показался Анатолийский берег, а утром 7 сентября русский корабль встал на якорь напротив султанского дворца. Русское посольство было размещено на берегу, а судно стало объектом пристального внимания турок и европейцев. В Стамбуле были ошарашены появлением русского корабля. Еще большее удивление вызвало известие о посещении Керчи русской эскадрой. 8 сентября «Крепость» осмотрел снаружи визирь, а на следующий день такой же осмотр совершил сам османский султан. 

Переговоры о мире шли напряженно и долго. Требование посланников России о внесении в мирный договор статьи, которая разрешила бы плавание русских торговых судов по Черному морю, вызвало резкую негативную реакцию турецкой стороны. История затянулась почти год. Пётр торопил своих посланников и согласился на значительные уступки — ему нужен был мир на южных рубежах (так как уже было принято решение о войне со Швецией).

Мирный договор сроком на тридцать лет был подписан в июле 1700-го. Азов с областью (на расстояние десятичасовой конной езды) отходил России, за ней также оставались вновь построенные городки Таганрог, Павловский город и Миюс. Турки должны были освободить русских пленных и предоставить Российскому государству право на дипломатическое представительство в столице Османской империи на равных правах с другими державами. Кроме того, отменялась уплата ежегодной дани Крымскому ханству, а вот о свободном плавании русских судов в Чёрном море договориться не удалось. Россия, в свою очередь, отказывалась от притязаний на Керчь и возвращала Османской империи занятую русскими войсками часть Поднепровья. Обе стороны обязывались не строить новых укреплений в пограничной полосе и не допускать вооруженных набегов друг на друга. Таким образом, Константинопольский договор обеспечил нейтралитет Порты и позволил Петру I вступить в войну со Швецией, не опасаясь за южные рубежи.

Победа Петра I во втором Азовском походе привела ко многим переменам в России. Возросло национальное самосознание русского народа — Россия впервые показала всему миру, что обладает собственным военным морским флотом. Азовская победа подвигла Петра на учреждение первого высшего ордена Российского государства — ордена Андрея Первозванного. Первым кавалером стал Фёдор Головин. Учреждение награды привело к появлению главной гордости Российского флота — Андреевского флага.
Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 года постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717-го, по указу Петра I, для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802-го образовано Министерство морских сил, переименованное затем в Морское министерство и просуществовавшее до 1917-го. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 года Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы, как Пётр I, П.В. Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков.

Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 года, на Каспии — с 15 ноября 1722-го, на Чёрном море — с 13 мая 1783-го. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют с 21 апреля 1932-го и 1 июня 1933-го соответственно.

Наибольшее развитие Военно-Морской Флот получил к середине 1980-х. В это время в его составе имелось четыре флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более ста дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

В настоящее время Военно-Морской Флот является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов страны и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.

 


Анатолий Дроздов по материалам Научно-исследовательского института военной истории ВАГШ ВС РФ

 

Вернуться к списку новостей