Новости Отрадного

Праздник духовного возрождения

 

К 25-летию воссоздания прихода храма в честь Святителя Иоанна Милостивого в Отрадном

 

25 ноября верующие Отрадного отметят важную дату — четверть века назад в нашем городе начала возрождаться духовная жизнь. В связи с этим мы побеседовали с настоятелем храма в честь святителя Иоанна Милостивого, протоиереем Сергием Мироновым о жизни, исцеляющем божественном слове и предстоящем празднике в приходе.

 

Отец Сергий, давайте сначала поговорим о вас. Расскажите, пожалуйста, о своих родителях.

— О годах, проведенных в отеческом доме, я всегда вспоминаю с большой теплотой. Это были самые лучшие, самые счастливые годы моей жизни. К сожалению, моих родителей уже нет в живых. Отец умер в 1990 году после тяжелой болезни, ему было всего 55. Мамы не стало в 2008-м. Они были тружениками железной дороги, по мировоззрению — православными, верующими, но невоцерковленными. Время для христиан тогда было трудное. Возможно, поэтому о вере в Бога в нашем доме говорили мало, но благочестие поддерживалось. В семье соблюдались православные традиции: детей обязательно крестили, Пасху праздновали с крашеными яйцами и куличами, в Троицу ходили на кладбище поминать усопших родственников.

Мои отец и мать были людьми высоких нравственных качеств и жили по совести. Друзья семьи, которых в нашем доме всегда было достаточно, считали их скромными, порядочными, отзывчивыми и отвечающими за свои слова. Для нас с сестрой они были любящими родителями, готовыми многим жертвовать ради нашего будущего. Мы отвечали им такой же любовью при их жизни, а теперь, после их кончины, молимся о них перед Богом. У нас нет сомнения, что за свою правильную жизнь они достойны Божьего милосердия.

— А как вы сами пришли в Церковь?

— Самый больший вклад в мое воцерковление внесла бабушка. Она была истинно верующим человеком, в ней сохранилась та церковность, которая не развилась у родителей. Она молилась, в ее доме висели иконы, она знала все церковные праздники, соблюдала посты. Если говорить о воспитании в вере, то именно она заронила в меня это семя. С ней мы ходили в храм. Пусть нечасто, так как она не жила с нами, но это было приобщение к духовным основам. Я вспоминаю бабушку с любовью и благодарностью. Без этих основ не было бы моего духовного роста.

Став взрослее, проходя профессиональное обучение, я уже сам стал углубляться в вопросы веры. Начиная примерно с третьего курса института, периодически посещал Александро-Невскую лавру, ходил помолиться, попеть вместе с молящимися старушками, которых в храме было большинство, почитать акафист.

Коренной же духовный перелом во мне совпал с глубокими изменениями в нашей стране. В середине 1980-х началась перестройка. В тот же период велась подготовка к празднику в связи с тысячелетием Крещения Руси, стало появляться больше информации о жизни Церкви, возможности для изучения духовной культуры страны, паломничеств по святым местам. На этом фоне всё больше молодых людей начало интересоваться христианством. Среди них был и я.

Но, конечно, одного интереса для воцерковления было мало. Вопросы веры весьма сложны, а в молодости опыта веры еще слишком мало. Однако мне повезло при посещении Спасо-Парголовского храма, недалеко от которого я работал, познакомиться с его священником отцом Василием Лесняком. Его слово стало тогда для меня откровением. Его любовь окрыляла, подвигала на молитву, успокаивала дух. Я получил ответы на интересовавшие меня вопросы. Отец Василий стал для меня настоящим духовным наставником, помог разобраться в себе; указал, что нужно пребывать в радости общения с Богом, и на собственном примере показал, что значит быть православным человеком. Спустя несколько лет, видя мое стремление к Богу, он благословил меня на поступление в семинарию, определив тем самым мой дальнейший жизненный путь. Этим путем я иду и сейчас уже как священник.

Ваши внутренние духовные перемены как-то сказались на ваших близких?

— Прежде всего хочу отметить, что духовные перемены, хоть и имеют начало, не имеют завершения — пока мы живы, они происходят постоянно. Подходя сознательно к миру и к себе, мы видим, что духовные изменения, духовный рост человека длятся всю его жизнь. Каждый новый день отличен от предыдущего. Он приносит новые чувства, новые знания. Всё это отражается на внутреннем, духовном мире человека. Зависят ли перемены только от самих людей или также и от Бога? Нет сомнения, что в этом участвуют оба. Бог зовет к себе — человек откликается. Отклик человека на призыв Бога называется покаянием.

Что касается заданного вопроса, то могу сказать, что вместе со мной воцерковлялись и мои близкие, особенно мама и сестра. Интерес к моему духовному пути постепенно перерос у них в интерес к Богу и Церкви. Слава Богу, неверующих и невоцерковленных в нашей семье нет: все ходят в церковь, все молятся. А молитва и участие в церковных таинствах — это и есть критерий духовной перемены в человеке, его духовного роста, его покаяния.

— А как насчет ваших прихожан?

— Думаю, пока дерзко говорить о моем влиянии на прихожан, ведь я пришел в наш храм всего два года назад. Однако любой священник призван, чтобы работать ради духовного роста его паствы.

Священническое служение — это особое служение, это предстояние перед Богом, это проповедь о Боге и Его Царстве, о человеке перед Богом, о радости жизни с Богом, о человеческом долге пред обществом и окружающим его мире. К сожалению, мир, в котором мы живем, далек от Бога и Его совершенства. Значит, священническое служение — это еще и служение покаяния. Помните слова Евангелия: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное? Бог ожидает от человека посильного плода.

Есть ли плоды проповеди покаяния у тех, к кому мы, священники, обращаемся? Говорить о внутренних плодах: любви, сострадании, милосердии — пока воздержусь. Внешним же, видимым плодом является желание человека снова идти в церковь. Если человек возвращается в храм — значит, его сердце откликнулось на призыв Бога, преданный священником: «Придите ко Мне все труждающиеся». Один услышал и пришел, другой, третий... В результате храм наполняется молящимися, которые вместе со священником единым духом и едиными устами возносят молитву к Богу. Если нас будет много, тогда у всех будет радость.

Слово действительно может исцелять?

— Я глубоко убежден, что да. И это подтверждают и само Священное Писание, и мой священнический опыт.

Слово — удивительное явление. В древности ему придавали много значений: разума, закона, правила, по которому должна быть устроена наша душа. О здоровье тогда говорили так: в здоровом теле — здоровый дух. Получалось, что здоровый человек — тот, кто не только здрав телом, но и умеет правильно и красиво говорить. Слово и здоровье были прочно связаны.

Не менее значимо слово и в современной жизни. Это не только средство для общения. Помните: «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Здесь поэт Вадим Шефнер отмечает наличие в слове великой силы, призывает относиться к словам, к речи благоговейно, с почтением, видит в человеческом слове частицу божественного.

Как к духовному лекарству относится к слову и Священное Писание. Возможность и желание исцелять словом — это качество Бога. Помните: «И сказал Бог: да будет…» — и стало так, как Он сказал. Своим словом Бог сотворил всё очень хорошо, красиво и цельно, без изъяна и ущерба. В созданном Им мире всё было здОрово и здорОво, то есть исцелено, а точнее — даже и не повреждено.

Еще яснее об исцеляющей силе слова Божьего свидетельствует Евангелие. Там сказано: «Вначале было Слово, и слово было Бог, и Бог был Слово…» То есть Христос назван воплощенным Богом и Словом, вторым лицом Святой Троицы. Через Слово Свое Отец Небесный обращается к людям, призывает их к покаянию, Словом же Своим Бог и исцеляет. Обращаясь к больной женщине, Он говорит: «Будь свободна от недуга своего» — и женщина тут же становится здоровой.

О слове как о лекарстве известно каждому священнику. Я не раз видел, как после исповеди люди становятся другими, какими-то легкими, освободившимися от груза грехов и проблем, обновленными. В исповеди участвуют двое — человек и Бог. Словом, сказанным в покаянии, мы раскрываем свою душу. Оно меняет наше настроение, наше внутреннее состояние, приносит облегчение, избавляя от тяжести грехов и ошибок. А дальше уже Бог лечит нас, нашу душу и тело. Исцеление происходит через соединения нас посредством слова с источником жизни и здоровья — с Богом.

— Большое спасибо! Расскажите, пожалуйста, какие праздничные мероприятия в честь 25-летия воссоздания прихода запланированы.

— Мы с радостью и трепетом подходим к этой дате. В 1997 году Бог, откликнувшись на молитвы наших земляков, вновь, спустя 55 лет после разрушения первого храма святителя Иоанна Милостивого, благословил Отрадное и его жителей на духовное возрождение. С тех пор произошло много свершений. Мысленным взором мы оглядываемся назад, вспоминаем, что было сделано, а что нет; думаем о том, что еще нужно будет сделать; и молимся за тех, кто своими трудами, своим вдохновением и подвижничеством, своей жертвой способствовали возрождению духовной жизни в Отрадном.

Главным юбилейным мероприятием будет божественная литургия, которая состоится в храме 25 ноября. Начало в девять утра. Службу возглавит Преосвященнейший епископ Тихвинский Мстислав. После литургии Владыка поздравит всех молящихся с праздником и вручит архиерейские награды особо отличившимся труженикам, благотворителям и благодетелям нашего храма.

Поздравляю читателей газеты и всех отрадненцев с нашим общим праздником! Желаю здоровья, благополучия, сердечной радости, спасительной веры, Божьего благословения и приглашаю всех в храм!

 

Беседовал Алексей Дубинин

Фото Алексея Дубинина

Вернуться к списку новостей