Новости Отрадного

Они ковали Победу

История одного экипажа: из небытия в вечность

«Экипаж капитана Голубовского считался одним из самых прославленных. Ребята летали по два-три раза в день, к концу 1942 года имели на счету более ста боевых вылетов. За образцовое выполнение заданий все они были награждены орденами и медалями. Осенью 1942-го экипажу Голубовского дали специальное задание по ведению фронтовой оперативной разведки. Метеорологические условия трудные, прикрытия нет, самолет обстреливает зенитная артиллерия, атакуют фашистские стервятники. Но, благодаря умелым действиям, бесстрашию и отваге летчиков, были получены ценные данные, которые во многом способствовали нашим войскам в подготовке наступательной операции по прорыву блокады Ленинграда. 15 января 1943 года экипаж вылетел на очередную разведку, но обратно не вернулся. Стало известно, что на обратном маршруте иссякли боеприпасы, зенитным огнем врага близ линии фронта были тяжело ранены члены экипажа, самолет, оставшись без управления, вошел в отвесное пике и врезался в зыбкие места приволховских болот. Летчики — украинец, чуваш и русский — погибли как герои за наше великое государство, представителями которого был их интернациональный экипаж», — так рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Ф.К. Гаврилов, чьи воспоминания хранятся в архиве Назийского центра социальной адаптации.

Возвращение из небытия

Целых пятнадцать лет героев считали пропавшими без вести, так как никто не знал, где именно они погибли. Было известно лишь последнее место службы экипажа по состоянию на 15 января 1943 года — 73-я Краснознаменная Торуньская стрелковая дивизия 35-го ближнебомбардировочного авиаполка 280-й бомбардировочной авиадивизии 14-й Воздушной армии. Местом дислокации полка являлась деревня Гонтовая Липка, Круглая роща в 2,5 километрах восточнее Синявинских высот.
А потом в 1957 году газета «Казанская правда» сообщила следующее: «близ станции Жихарево Октябрьской железной дороги в торфяном болоте прокладывали траншею, работал экскаваторщик торфопредприятия «Назия» Харитонов. Вдруг глухо звякнул металл. Рабочие внимательно осмотрели место и на шестиметровой глубине обнаружили разбитый самолет, а в смятой кабине — останки человека. Тут же были найдены документы: партийный билет, удостоверение личности, фотографии, удостоверение о награждении орденом Ленина, записная книжка. Они принадлежали штурману Никите Зарубину. Документы сданы в райвоенкомат». Так в истории войны стало на одно белое пятно меньше.

На месте раскопок были найдены останки трех ранее считавшихся пропавшими без вести летчиков: Юрия Михайловича Голубовского (1915 года рождения, уроженца города Мариуполь Донецкой области Украинской ССР, капитана, командира эскадрильи пикирующих бомбардировщиков, кадрового офицера, награжденного за боевые заслуги двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно)); Михаила Михайловича Комендантова (1914 года рождения, уроженца селя Русский Лондон Ширингушского района Мордовской АССР, лейтенанта, начальника связи эскадрильи, награжденного за боевые заслуги двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно)) и Никиты Дмитриевича Зарубина (1913 года рождения, уроженца деревни Чубаево Урмарского района Чувашской Республики, старшего лейтенанта, штурмана полка, награжденного за боевые заслуги орденом Ленина, орденом Красного Знамени, нагрудным знаком «Отличник РККА» и орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно)).

История дивизии

280-я бомбардировочная авиадивизия была сформирована 12 августа 1942 года Приказом Национального комитета обороны СССР №00151 от 27.07.1942 на базе управления 1-й ударной авиационной группы. Командиром дивизии был назначен полковник, генерал-майор авиации Николай Николаевич Буянский.
С августа 1942 года дивизия в составе 14-й воздушной армии Волховского фронта участвовала в Синявинской операции и до июля 1943-го уничтожила на Волховском фронте 89 самолетов противника на его аэродромах и 152 самолета в воздушных боях. В январе 1943 года дивизия принимала непосредственное участие в прорыве блокады Ленинграда на Синявинском направлении, а затем с июля по август поддерживала соединения и части 8-й армии в ходе Мгинской операции. 13 января 1944 года 280-я бомбардировочная авиационная дивизия была преобразована в 280-ю смешанную авиационную дивизию.

Никита Зарубин

Будущий летчик бомбардировочной авиадивизии Никита Зарубин родился в 1913 году в деревне Чубарово Урманского района Чувашии в крестьянской семье. После окончания начальной школы учился в Ковалинской неполной средней школе, затем в Мариинско-Посадском землеустроительном техникуме. В 1930-м вступил в комсомол. По окончании техникума работал кондуктором, электромехаником в Канаше на Казанской железной дороге.
В 1935-м был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. С 17 сентября по 5 октября 1939 года участвовал в освободительном походе на Западную Украину и Белоруссию. Принимал участие в советско-финской войне 1939–1940 годов. Затем с первых дней Великой Отечественной вновь оказался на фронте. Служил в составе 35-го бомбардировочного авиационного полка 14-й воздушной армии на Северо-Западном и Волховском фронтах. Был штурманом эскадрильи, начальником воздушно-стрелковой службы полка.

Именем лётчика

Останки Никиты Дмитриевича Зарубина после их обнаружения в 1957-м были с почетом перезахоронены в окрестностях поселка Назия Кировского района Ленинградской области. А 10 февраля 1958 года пионеры из дружины школы-интерната поселка Назия решили взять шефство над могилой летчика, сделать там постамент и посадить цветы и березы, а также ходатайствовать перед райкомом ВЛКСМ о присвоении дружине имени Никиты Зарубина. Ходатайство было одобрено. Также ребятам была вручена грамота о шефстве над памятником истории и культуры — местом захоронения бойца.
Дружина несколько десятилетий поддерживала связь с родными и близкими Н.Д. Зарубина. На его родине, в Урманском районе, школьники собрали большое количество металлолома, из которого на Коломенском заводе был построен тепловоз, названный в честь летчика. 11 сентября 1960 года пионерами поселка Урманы тепловоз имени Никиты Зарубина в торжественной обстановке был передан железнодорожникам Юдинского тепловозного депо Казанской железной дороги и в тот же день совершил свой первый рейс.
В 2019 году ко дню Великой Победы ученики лицея №18 города Новочебоксарска Чувашской Республики сделали двухминутный мультфильм «Найденный герой», посвященный памяти Н.Д. Зарубина.

В настоящее время имя летчика присвоено также улицам в поселке Назия и городе Отрадное.

Алексей Дубинин

Фото: Яндекс-картинки

 

Вернуться к списку новостей