Новости Отрадного

«У меня зазвонил телефон»

Банки нечасто сами звонят своим клиентам. Преобладающее количество звонков и sms от банков носят информационный или рекламный характер: предложение нового продукта, роботизированное информирование — и лишь в редких случаях связаны с подтверждением произведенной операции или блокировкой счета. Как же понять, когда звонок или сообщение действительно из банка, а не от мошенников? Об этом рассказывает эксперт Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Мария Соловиченко.
Не всегда легко узнать, кто звонит — злоумышленники или банк. Негативная практика телефонного мошенничества уже многих приучила вообще не брать трубку на звонки с незнакомых номеров, из-за чего случается, что даже полезные звонки остаются без ответа. Для связи с клиентом финансовые организации чаще всего используют короткие телефонные номера (из 3-5 цифр). С них происходит рассылка банковских sms (о состоянии счета, балансе карты, последних операциях, предложениях по депозитам и кредитованию). Звонки из банка также могут поступать как с коротких номеров, так и с официальных городских телефонных номеров банка. Мошенники пытаются копировать официальные номера: используют подменные или очень похожие.
Самый простой способ узнать, кто звонит или шлет sms, — внести телефонный номер банка в контакты своего телефона (например, сохранить короткий номер 900 как «Сбер» или 1000 — как «ВТБ»). Тогда при использовании подмены сохраненное название контакта отражаться не будет. Вместо этого появится +7-900 или +7-1000 (или другие вариации).
Городские номера можно проверить на официальном сайте банка или позвонив в колл-центр (в том числе из банковского приложения). Если вы действительно ждете звонок из банка (по ипотечной сделке, кредитованию или другим вопросам), заранее узнайте, с какого номера вам будут звонить.
В качестве защиты от звонков злоумышленников можно также использовать такое программное обеспечение, как антиспамы (однако для скачивания следует найти только официальные источники и обращать внимание, какую именно информацию о пользователе собирает эта программа, на доступ к чему запрашивает разрешение).
Если разговор с незнакомым номером состоялся, необходимо учесть на следующие моменты:
• сотрудник банка никогда не просит перевести деньги на безопасный счет, не спрашивает коды и пароли, не запрашивает информацию о сумме средств на счете. Для идентификации клиента обычно используется кодовое слово или ответ на контрольный вопрос, просьба назвать первые или последние цифры паспорта/карты или номер дома из адреса регистрации (только часть конфиденциальной информации, а не целиком). Все сообщения носят прежде всего информационный характер. Даже при приостановлении подозрительной операции или блокировке карты настоящий сотрудник банка не просит данные клиента или счета, а лишь сообщает о случившемся и озвучивает алгоритм действий клиента, который нужно совершить без участия звонящего (обратиться в отделение, отправить платеж повторно и т.д.);
• реальный сотрудник банка ограничен во времени (он должен помочь клиенту, но не старается удержать его на линии принудительно), он не обрабатывает, не запугивает и не тянет время. А вот аферист никуда не спешит, нередко упоминает законодательство и уголовную ответственность. Если происходит давление, а «специалист» грубит, допускает пренебрежение и его речь грешит ошибками — это практически гарантированно мошенник.
Банк не сообщает клиенту о чьей-то попытке похитить средства со счета. Если выявлена подозрительная активность, производится блокировка карты и/или операций по счету. Именно об этом может поступить информация из банка. Клиенту может быть рекомендовано заблокировать и перевыпустить карту. Максимум из банковских данных, которые может запросить сотрудник, — это последние четыре цифры банковской карты, но никогда не запрашиваются коды из банковских сообщений, пароли и код безопасности с обратной стороны карты, полные паспортные данные, полный номер карты или счета. Если есть сомнения в правомерности запроса каких-либо данных, нужно прекратить разговор и связаться с банком самостоятельно, позвонив по официальному короткому номеру или на горячую линию либо написав в чат мобильного банковского приложения. Если звонок был действительно из банка, он не потеряется. Если прервать разговор и после связаться с банком самостоятельно, беседа будет продолжена другим специалистом.

По материалам банки.ру

Вернуться к списку новостей

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.