В начале июня «Пушкинские филиалы» Музейного агентства Ленинградской области организовали праздничные программы, приуроченные к дню рождения Александра Сергеевича Пушкина. В путешествие по местам, связанным с биографией великого поэта, отправился и корреспондент «Ленинградской панорамы».
«Я не знаю, в чем очарование мест, связанных с памятью замечательных людей. Но оно бесспорно. В нем соединяются гордость за силу человеческого духа, пение стихов, доносящихся как бы из глубокой полевой дали, ясное ощущение, что время теряет в таких случаях свою разрушительную силу, что забвения нет», – писал Константин Паустовский о доме поэта Адама Мицкевича.
Эти слова точно передают атмосферу пушкинских музеев Ленобласти. В Гатчинском округе их три, у каждого – своё лицо.
Музей-усадьба «Суйда» – имение Абрама Ганнибала – знакомит с удивительной родословной Александра Пушкина. Здесь почти четверть века прожил знаменитый прадед поэта, уроженец то ли Абиссинии, то ли Камеруна, крестник Петра I Абрам Ганнибал. В «Суйде» родилась мать поэта Надежда Осиповна. Няня семейства Пушкиных Арина Родионовна была крепостной Абрама Петровича, то есть тоже была родом из этих мест.
Существует гипотеза о «суйденском лукоморье»: возможно, сохранившийся и поныне рукотворный пруд в форме лука и 500-летний дуб на его берегу нашли отражение в прологе поэмы «Руслан и Людмила».
Как бы то ни было, усадьба Ганнибала – уединённое и таинственное место, уводящее мыслями в глубь времён. Поэтический эквивалент «Суйды» – элегия. Если бы современный поэт задумал описать усадьбу в стихах, то, вероятно, выбрал бы этот лирический жанр.
В старом парке ещё угадывается липовая аллея – непременный атрибут дворянских усадеб. К сожалению, старинные деревья разрушаются, «стремится к утрате» и вековая кирпичная кладка оранжереи. Заведующая музеем-усадьбой Надежда Жирнова уверена, что печальную тенденцию удастся переломить.
– Сейчас парк официально не принадлежит музею, а находится в собственности Росимущества. Однако границы парка уже обозначены, поэтому в скором будущем начнутся работы по его облагораживанию, – делится Надежда.
Совсем другой по духу, жизнерадостный и домашний, музей «Домик няни» в деревне Кобрино. Здесь сытно и весело. По случаю дня рождения Александра Сергеевича варят варенье из одуванчиков и приглашают расписывать пряники. На дворе резвится детвора, а в «избушке Арины Родионовны», в тёмных прохладных сенях, сушатся душистые травы. «Жанр» этого музея – народная сказка.
Наконец, самый «умышленный» в пушкинской географии – «Дом станционного смотрителя», музей литературного героя в деревне Выра. Хотя персонажи повести вымышлены автором, у них, бесспорно, были реальные прототипы – все эти безвестные чиновники, фельдъегери, ямщики, кузнецы и шорники, которых во множестве наблюдал Пушкин-путешественник. Здесь слышатся песни ямщиков, гремят колокольчики на почтовых тройках и звенят бубенцы на крестьянских лошадях. Кажется, из этого многоголосия и развился впоследствии психологический реализм – уже не отдельный жанр, а целое направление в русской литературе.
И, в общем-то, литературная традиция продолжается. Спектакль современного драматурга Арины Поляковой «На почтовой станции» стал для нас завершающим аккордом Пушкинского праздника. Иммерсивная постановка погрузила зрителей в атмосферу почтового тракта, пыльных станций и попутчиков с непростыми судьбами. Именно этот эффект погружения и диалога с культурой стали лейтмотивом всего пушкинского праздника, подготовленного Музейным агентством Ленинградской области.
Александра Сидорова
Фото: Музейное агентство ЛО