Новости Отрадного

Злые шутки: грань жестокости

Часть первая: виды буллинга, стороны конфликта и причины явления.
Одна из самых обсуждаемых в обществе проблем современной школы — буллинг, когда ребенок становится объектом издевательств и злых шуток сверстников. Конечно, такая травля возможна не только в стенах учебного заведения, ей могут подвергнуться и дети младшего возраста, и взрослые. Однако именно подростковая жестокость стала притчей во языцех и даже темой художественных произведений (например, фильма «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников), потому что в этом возрасте у детей появляется потребность объединяться против кого-нибудь.
На днях общественность Ленинградской области всколыхнула новость о случае буллинга в нашем районе. В одной из школ города Кировска девочки-подростки физически и морально издевались над одноклассницей и снимали это на камеру. Видео дошло и до учителей, и до родителей, и до прессы. Чем закончится эта история, пока не известно, но очевидно, что проблема существует и каждому надо знать, что такое буллинг, как отличить его от простой ссоры и что делать дальше. Поэтому мы подготовили большую публикацию из двух частей, где анализируем результаты опросов мнений граждан, задаем неудобные вопросы экспертам и предлагаем алгоритм разрешения ситуации.
ПРОБЛЕМА В ЦИФРАХ
Проблема буллинга — остросоциальная. На нее нельзя закрывать глаза, ведь жестокость, особенно детская, порой переходит все допустимые границы. Масштабы этого явления таковы: 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. И это только те, кто поделился переживаниями с родными, учителями или психологами. Согласно результатам опроса, проведенного специалистами соцсети «ВКонтакте» в 2020 году, 49% пользователей из российских городов считают, что уровень буллинга за последние годы вырос. Однако с тех пор были проведены десятки встреч со специалистами в разных областях, запущено немало технологических решений, которые каждый день помогают снижать уровень травли в Интернете. И если исследования 2019 года показывали, что 76% детей не рассказывали взрослым о травле, то сегодня уже больше половины ребят обсуждают это со своими родителями. Такие изменения доказывают: общество стало серьезнее относиться к проблеме, а родители — внимательнее прислушиваться к детям.
ВИДЫ ТРАВЛИ
Буллинг (от английского bullying) — систематическое агрессивное преследование одного члена коллектива другим или группой лиц. Обычно травлю организует лидер такой группы, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. Жертва буллинга оказывается не в состоянии защитить себя от регулярных нападок, таким образом, травля отличается от ссоры, где силы сторон примерно равны. Вариантов издевательств множество, но все их можно разделить на несколько категорий буллинга:

• физический (когда присутствуют непосредственные физические действия в отношении жертвы: толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);

• вербальный (словесные угрозы, оскорбления, насмешки, моральное унижение);

• социально-психологический (когда действия обидчика направлены на социальное исключение или изоляцию жертвы: сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

• экономический (вымогательство или прямой отбор денег либо вещей, порча одежды);

• кибербуллинг (травля в Интернете через социальные сети, мессенджеры, электронную почту, когда обидчик распространяет о жертве слухи или ложную информацию, взламывает личные страницы, оставляет негативные сообщения или комментарии).
Последний вид травли является не менее опасным, чем физический, поскольку нередко бывает сложно найти источник угрозы, а значит, и защититься от него.
ТРИ СТОРОНЫ КОНФЛИКТА
Почти в любой ситуации с травлей присутствуют три стороны конфликта: жертва, обидчик (агрессор) и наблюдатели (те, кто знает о происходящем, но не вмешивается, а либо одобряет, либо осуждает агрессора).
ЖЕРТВА. Ею может стать человек любого пола и возраста, однако чаще всего оказываются дети и молодые люди: ученики средней школы (24%), старшеклассники (19%), молодежь 18–24 лет (15%). В средних классах школы, где процент особенно высок, жертвами, как правило, становятся одноклассники или общие друзья, а иногда и преподаватель. Нередко внимание агрессоров привлекают ребята из семей с рассогласованным стилем воспитания, где один родитель не выражает заинтересованности в жизни ребенка, а другой, наоборот, проявляет сверхконтроль, либо оба критикуют и формально контролируют отпрыска, но на деле не помогают ему в решении проблем, не вникая в причины происходящего.
ОБИДЧИК. Им также может стать человек любого пола и возраста при определенном стечении обстоятельств и наличии особых причин. Среди предпосылок для буллинга в школе исследователи выделяют высокий уровень недоверия в обществе (подростки воспринимают мир как враждебную среду), нападки со стороны родителей и педагогов, проблемы в семье, возрастные кризисы (подростковые бунты), трудности с учебой и общением, а также вредные привычки (курение, алкоголизм и пр.). Психологическая обстановка в семье во многом определяет вовлеченность ребенка в травлю. Если родители подавляют или запугивают детей либо это делают старшие братья или сестры, ребенок может перенести такую модель взаимоотношений в школу, стремясь возглавить властную иерархию в другом коллективе. Личный пример агрессивных родителей тоже может превратить ребенка в обидчика сверстников. Поводом же может оказаться чувство ревности или зависти, месть за что-то. Среди взрослых частыми причинами для травли являются национальная или расовая принадлежность (24% случаев), сексуальная ориентация (23%), особенности внешности (23%) или поведения (19%).
НАБЛЮДАТЕЛИ. Близкое окружение жертвы и агрессора, если речь не идет о масштабном кибербуллинге. Основная масса людей, сталкивавшихся с травлей (81%), наблюдала ее со стороны. При этом только 21% пробовал заступиться за жертву или узнать у специалистов, как повлиять на агрессора, а 23% вообще никак не отреагировали, поскольку не верят, что смогут помочь, не считают правильным «вмешиваться в чужие разборки» или не чувствуют в себе достаточного психологического ресурса, чтобы тоже не пасть жертвой агрессора.
ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА
Взрослые люди — жертвы и наблюдатели — по-разному реагируют на ситуацию травли, а вот дети нередко занимают пассивную позицию, опасаясь, что любые их действия могут ухудшить ситуацию. В результате у ребенка, который существует в конфликте, может появиться ощущение бессилия, так называемой выученной беспомощности, когда человек уверен, что не способен повлиять на происходящее и его страдания будут продолжаться бесконечно. Это может спровоцировать желание покончить с жизнью, а у подростков, чья психика и так нестабильна, от мыслей до их воплощения порой всего шаг. Но даже если конфликт исчерпан и ситуация разрешена, издевательства могут иметь как краткосрочные, так и долгосрочные последствия для всех участников травли. В краткосрочной перспективе речь идет в основном об эмоциях. 46% опрошенных специалистами жертв испытывали раздражение, 26% — обиду. У обидчиков комплекс эмоций богаче: раздражение (26%), удовлетворение (25%), подавленность (23%), облегчение (20%), отчаяние (19%), тревога (16%). Среди наблюдателей тех, кто раздражался, больше всего — 43%, но немало и тех, кто чувствовал тревогу (18%) и растерянность (16%). Из долгосрочных последствий эксперты называют проблемы с физическим и психологическим здоровьем (физическая травма, стресс, ночные кошмары, бессонница, энурез, аутоимунные заболевания, депрессивные состояния, мысли о самоубийстве, попытки суицида), деформацию личности (снижение самооценки, самоповреждающее поведение; зависимости от алкоголя, никотина, наркотиков; асоциальное поведение, участие в преступлениях насильственного характера, жестокость по отношению к близким). И это касается, подчеркнем, всех участников буллинга, а не только жертв, поэтому важно, чтобы взрослые: семья, педагоги, врачи и т.д. — не оставляли без внимания случаи травли.

 

(окончание следует)
Яна Герасимова, Юлия Овсянникова

Вернуться к списку новостей