2 апреля, в день рождения сказочника Ганса-Христиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги. Цель установления даты — привлечь внимание к важности чтения детям и детьми; вовлечь юные поколения в мир литературы и привить им вкус к хорошим книгам, ведь то, на чем растут дети, формирует их личность и часто влияет на нравственный выбор в жизни и даже будущую профессию. Мы поинтересовались у библиотекарей и школьников, читают ли сегодня дети и что именно; у авторов детских книг — чему они хотят научить своих читателей; у художников и дизайнеров — что самое главное в книгах для детей и повлияла ли литература на их выбор профессии.
Александра Иванова, библиотекарь, учитель русского языка и литературы Отрадненской средней школы №3:
«В основном ребята берут в школьной библиотеке то, что рекомендовано по программе. Но есть и дети, которые посещают библиотеку, просто потому что любят читать. Отдельная категория — первоклассники. Для них библиотека — целый неизведанный мир. Ученики начальной школы предпочитают сказки, ребят постарше интересуют фэнтези, приключения, современные авторы, которые пишут на понятном им языке… Любовь к чтению должна прививаться в семье. Если родители читают сами или вместе с ребенком, со временем это станет для него нормой жизни. А в школе это должно всячески поддерживаться и поощряться».
Ксения Чистякова, заведующая детским отделом Отрадненской городской библиотеки:
«В нашей библиотеке каждый день есть юные посетители. Им нравятся и русские народные сказки, и фантастика, и классика. Все жанры имеют спрос. ТОП-5 книг: Х.Вебб «Мейзи Хитчинс», О.Лукас «Кошачье детективное агентство», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», А.Толстой «Золотой ключик», серия романов о Гарри Поттере Дж.Роулинг. В целях популяризации детской литературы и стимулирования интереса к чтению библиотека проводит мастер-классы, квесты, викторины, лекции, беседы, конкурсы, выставки, экскурсии; участвует в ежегодной акции «Библиосумерки».
Маргарита Агеева, заведующая Библиотекой семейного чтения имени Ю.Инге (Стрельна):
«Современные дети, конечно, читают. Только круг этого чтения совсем иной, чем у нас в их возрасте. Лет до 10–11 круг чтения формирует скорее семья, чем школа, и, если родители не читают, у ребенка практически нет шансов полюбить книгу. В школьные годы обращение к книге носит уже более прагматичный характер — дети читают то, что предписано программой. Но опять-таки, если в кругу общения учеба, эрудиция и чтение не в почете, подросток начинает скрывать свои увлечения или перестает читать… Библиотеки очень популярны у читающих и думающих семей, ведь чтение развивает фантазию, воображение и, как следствие, креативность мышления. Кроме того, библиотека — место для общения и проведения досуга, здесь интересные люди и прекрасная атмосфера сотворчества и интеллектуального общения. Есть возможность и себя показать, и на других посмотреть».
Татьяна Павлова-Зеленская, автор книг по развитию речи и стихов для детей:
«Образование у меня филологическое, а профессий за сорок лет стажа было несколько, и книги на их выбор не влияли, но в мировоззренческом плане очень важными для меня стали «Тимур и его команда» А.Гайдара и «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери. Как автор книг для детей, я стараюсь помогать своим юным читателям обогащать словарный запас, слышать ритм и рифму, говорить чисто и правильно. Самым главным в книге для детей, помимо сверхзадачи обучения через развлечение, считаю гармоничное сочетание текста и иллюстраций. Если автор и художник-иллюстратор подходят друг другу, получается хорошая «книжка с картинками», умная, добрая и запоминающаяся на долгие годы».
Евгений Лукин, писатель:
«Я с детства мечтал стать писателем. В юном возрасте на меня произвели сильное впечатление повесть Дефо «Робинзон Крузо», произведения русских и зарубежных классиков, но особое потрясение я испытал при чтении Библии, доставшейся мне от прадеда Карпа, простого русского крестьянина. В долгие зимние вечера он сидел перед керосиновой лампой и подчеркивал карандашом фразы, которые оказались близки его сердцу… Назначение детского писателя — нести свет истины. Его задача — сформировать в сознании ребенка картину мира, поэтому в любой книге для детей должно содержаться доброе нравственное зерно, которое может принести достойные плоды в будущем».
Михаил Едомский, художник:
«В детстве мне нравились солидные книги, добротные, толстые, как «Дети капитана Гранта». Обожал книжки с картинками, чтобы их можно было долго рассматривать, изучать! Особенно цепляли те издания, где было сбалансированное сочетание текста и иллюстраций. Книги, которые я читал в детские годы: произведения Жюля Верна, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, — повлияли на выбор будущей профессии да и на жизнь в целом. Истории о путешествиях с подробными описаниями, множеством различных деталей, включая технические, безусловно, сильно стимулируют воображение. Без такого наполнения никакое искусство не получается настоящим, а созданное автором, будь он писателем или художником, не наполняется смыслом. Самое главное в книгах для детей — увлекательный сюжет и наличие нравственной составляющей, а предназначение художника-иллюстратора создать объект, где будут работать и текст, и зрительный ряд, и научить детей внимательно смотреть на мир и трепетно относиться к его многогранности».
Аня Федотова-Тимофеева, художник, педагог дополнительного образования:
«Самое главное в книгах для детей — интересный сюжет и красивые иллюстрации. Мне в детстве нравились книги, оформленные Лебедевым и Чижиковым. Книгу «Доктор Айболит» Чуковского с рисунками Чижикова я читала и своему сынишке. Еще у меня была любимая книга Андерсена с черно-белыми иллюстрациями. Именно в ней я впервые попробовала свои силы в качестве иллюстратора, дорисовав русалочке широкий плавник и реснички… Иллюстратор открывает для малыша мир доброты и красоты. Это важнейшая роль! Я мечтала стать иллюстратором, поэтому моей дипломной работой в Тольяттинском госуниверситете стало оформление сказки «Золушка», и сейчас я бы снова с удовольствием поработала с детскими авторами».
Катрина Катричко, дизайнер украшений:
«Самое главное в детских книгах — это смысл, который учит полезному, доброму, милосердному. Также важны хорошее качество издания, тактильность, красивые иллюстрации. Именно оформление книг, их эстетика повлияли на мой выбор профессии. Среди самых любимых были альбомы из Эрмитажа. Я знала каждую страничку, каждый экспонат на них! Большое впечатление на меня произвели журналы, которые издавал латышский дом моды «Ригас Модес». Именно они вдохновили меня заняться шитьем, когда я училась в седьмом классе. А позже стремление к прекрасному и полученные навыки помогли мне стать успешным дизайнером».
Роман, 10 лет:
«Я люблю читать. Иногда так увлекаюсь, что читаю целый день и не могу остановиться. Мои самые любимые произведения — «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсон, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова и «Новые приключения Незнайки» И.Носова».
Матвей, 17 лет:
«Я люблю книги, хотя времени на чтение для удовольствия совсем мало. Мне нравятся произведения М.Фрая, «Крысолов» И.Тропова. А любимый персонаж — Родион Раскольников из романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Он не идеален, но у него есть своя мораль. К тому же, к концу произведения он приходит к раскаянию и становится лучше».
Ольга Смирнова, мама дошкольника:
«Чтение для ума — это как зарядка для тела. Когда люди перестают читать, они перестают мыслить, поэтому в нашей семье книги — неотъемлемая часть жизни. Своему ребенку я стараюсь читать каждый вечер, ведь привычки формируются с детства. Сейчас мы изучаем трилогию Н.Носова о приключениях Незнайки, сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» и повесть А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Подготовили Елена Алексеева и Жанна Мозговая
Фото из личных архивов героев публикации,
с сайта: ru.freepik.com