В январе Школа брейкинга SBS отметила свой день рождения. Мы встретились с её основателем – тренером-наставником, участником и финалистом всероссийских и международных фестивалей брейкером Вячеславом Калининым. В интервью нашему изданию Вячеслав рассказал, как он пришел в брейкинг, что помогает ему найти подход к детям, почему решил основать свою школу брейкинга и что больше всего ценится в культуре хип-хопа (спойлер: не награды).
– Вячеслав, с чего началось ваше увлечение брейкингом?
– Это был 99-й год; может быть, конец 98-го. Однажды мой старший брат, придя с дискотеки, говорит мне: «Смотри, что я увидел», – и начинает делать один из базовых элементов брейкинга «циркуль», или one step во всем мире. Он присел на одну ногу, а второй начал делать движение вокруг своей оси и перепрыгивать. Тогда меня это очень сильно впечатлило.
Все, кто начинал в те годы, самоучки: находили либо передачи про брейкинг по телевизору, либо видеокассеты с клипами. Свою первую команду я собрал, несмотря ни на что – когда у тебя есть идея, когда ты горишь этим, для тебя не существует преград. Многие из тех ребят, кто был со мной в первом составе, сегодня приводят своих детей ко мне в школу.
– Почему именно брейкинг?
– У этого танца есть своя изюминка, тайна. Дети только увидят, как я выполняю какие-то элементы, сразу загораются. Брейкинг – это огромнейшая энергетика от музыки. Брейкинг – он цепляет.
– Были мысли уйти из брейкинга?
– Были остановки из-за травм, когда я повредил первое плечо, а потом второе. В связи с этим несколько лет не мог тренироваться. Пару раз отвлекался на посторонние дела, о чём жалею. Но потом возвращался и вновь приступал к тренировкам. Конечно, сейчас сложнее выполнять многие элементы, уже реже участвую в соревнованиях и батлах, да и интенсив уже не такой крутой, как 10 лет назад.
– Почему решили основать свою школу брейкинга?
– Я всегда работал в каких-то продажах, барменом был и работал тренером на замену. В какой-то момент я приехал в школу в Горелово, где тренировал ребят, и понял, что хочу создать что-то своё, чтобы у меня была такая же крутая туса.
Первый свой филиал я открыл 9 января 2023 года, то есть ещё даже двух лет нет. Почему в Синявино? Да потому что тут начал. Мне было на тот момент 10 лет, и здесь находился тот самый человек, который меня принял, дал угол и сказал: «Вот тебе всё, собирай команду, тренируйся».
– Насколько тяжело работать с детьми?
– Очень тяжело. С детьми надо быть психологом, нянькой, воспитателем, родителем. Всё в «совокупе». Нужна дисциплина, иначе если один начнёт хулиганить, за ним повторит второй, третий, пятый. И нельзя с тренером на «ты», иначе ножки свесят. Тренерство – это не просто работа, это хобби, переросшее в развитие и сферу деятельности.
– Как найти подход к ребёнку?
– Нужно использовать метод «кнута и пряника». Тренер должен быть на одной волне с детьми, угорать, шутить. Но в то же время оставаться мудрым, в чём-то строгим наставником.
Если ребёнку интересно, он с удовольствием занимается. Самое главное – не перегружать. Есть такая категория тренеров, которые грузят ребёнка, выворачивают, и он перегорает. Мои ребята если танцуют, то в интерес, на азарте, тем самым увлекая друг друга. Плюс я тоже с ними тренируюсь, делаю какие-то элементы. Дети это видят, у них глаза горят, и они сами начинают включаться.
– Есть ли у вас любимчики?
– Конечно, любимчики есть. Но я выделяю исключительно за трудолюбие, даже если результата нет. Знаю, что рано или поздно у ребёнка всё получится, если есть желание и упорство. Они на финише самые крутые. Никогда не показываю кому-то, что он любимчик, чтобы не зазнался и другие не потухли. Даже дочь не выделяю, работаю по принципу: в зале – тренер, дома – папа. «Папкать» в зале нельзя.
Но дочка всегда со мной. Будет ли она в будущем суперзвездой, будет прокачиваться или нет, это её выбор, но пока ей нравится, беру её с собой постоянно. Пусть участвует и танцует.
Мне сейчас около 40. Представляете, а ребёнку со мной интересно. Я не какой-то там погружённый в свою заводскую деятельность пузатый дядька (смеётся). Фреш, молодо, свежо и в голове порядок.
– Что больше всего ценится в культуре хип-хопа? Награды, тренерство?
– Самое главное в нашей культуре, сколько бы ты ни ходил вокруг да около, – это респект, это всегда уважение. Если ты крутой мен, хороший тренер, классный танцор, тебе все респектуют. Вот это самое важное.
– Если бы не было брейка, чем бы вы занимались?
– Я не знаю, что бы было. Мы сейчас все здесь, на своем месте. Все дороги так сплелись, что мы тут. Значит, так надо было.
Маргарита Коржова
Фото из архива Вячеслава Калинина