Новости Отрадного

Дело «цеховиков»: советские подпольные миллионеры

В середине 50-х годов на Аламединской трикотажно-ткацкой фабрике, которая располагалась во Фрунзе, трудились два предприимчивых мастера Зигфрид Газенфранц и Исаак Зингер. Видя, что советская легкая промышленность не справляется с растущим запросом граждан на хорошую и модную одежду, они решили включиться в этот процесс. Мастера собрали все свои средства и закупили сырье, а также 10 прядильных станков из Чехословакии. Помогал им начальник цеха – подпольную мастерскую разместили в автобусном гараже фабрики. В подпольном цехе трудились после рабочего дня. Но никто не жаловался – серая зарплата в разы превышала официальную. Носки, тюль, костюмы уходили на «свои» торговые точки. Для того чтобы работе не мешали, приходилось давать взятки. Главным покровителем дельцов стал глава Киргизского Госплана Бекжан Дюшалиев, а более мелкие чиновники не гнушались брать не только деньгами, но и продукцией.

Через два года подпольная фабрика заработала первый миллион. Бизнес стали расширять: занимали заброшенные военные ангары, скупали списанные станки, нанимали огромное количество рабочих. Но деньги вскружили голову подпольным бизнесменам. Например, рядовой мастер цеха Газенфранц выстроил целый особняк, нанял прислугу, скупал бриллианты. Найдя выход на дипломатов, купил себе подержанный роллс-ройс. Невиданная по тем временам роскошь! Не лучшим образом вел себя и Зингер: летал на выходные в Сочи и Юрмалу, купал любовниц в шампанском, бросался деньгами в ресторанах.

Слухи о миллионерах-ткачах из Киргизии дошли до Москвы. К началу 60-х подпольные мастерские стали головной болью ОБХСС. Например, один из таких предпринимателей купил должность заведующего мастерскими Краснопресненского психоневрологического диспансера в самой Москве. Главврач покрывал за деньги схему. В итоге душевнобольные бесплатно трудились в три смены. На рабском труде подельники тогда заработали более миллиона рублей. Поэтому зарвавшихся подпольных трикотажников из Киргизии решили наказать примерно – чтобы другим стало страшно.

Громкий судебный процесс стартовал в марте 1962 года. То, что дело имеет особое значение, стало понятно сразу. В Киргизию прибыла выездная сессия Верховного суда СССР. Получалось, что обжаловать приговор было не возможно. Приговор выносит сразу высшая инстанция. И он был суровее сталинского времени: 21 человека приговорили к смертной казни с конфискацией имущества. Ради этого дела даже был отменен мораторий на смертную казнь за экономические преступления. Правда, 15 осужденным смертную казнь заменили на 15 лет лагерей – все они были участниками Великой Отечественной.

Большая волна по разгрому подпольных цеховиков-трикотажников в начале 60-х замем прошла по всему СССР. Осудили более 500 человек, а ценностей у них было изъято на 2 миллиарда рублей. И эта борьба была не только с подпольными предпринимателями, но и с их покровителями во власти, которые ради взяток закрывали глаза на нарушение советских законов.

 

Анатолий Дроздов

Вернуться к списку новостей