Российская государственность

12 июня мы ежегодно отмечаем государственный праздник — День России. Эта дата на протяжении уже тридцати лет напоминает всем жителям нашей огромной страны о том, как в 1990 году в ходе тяжелой политической борьбы была принята ознаменовавшая начало конституционной реформы Декларация о государственном суверенитете РСФСР. И это очень важно, потому что и сегодня, в мире XXI века, на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных и военных сил Россия должна оставаться суверенной и влиятельной страной. Нам необходимо не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нацию, быть и оставаться Россией.

В истории нашей страны было немало сложных периодов. И сейчас перед Россией, как уже не раз бывало, вновь стоят вопросы о путях развития; об угрозах народосбережению, передовому характеру экономики, социальному устройству, науке, культуре и образованию; об авторитете и влиятельности в мире, об устойчивом прогрессе в будущем. Для нашей страны всегда была характерна традиция сильного государства, поэтому именно государству сегодня адресованы основные общественные запросы: гарантия гражданских прав и справедливости, снижение уровня насилия и социального неравенства, наведение порядка и соблюдение законности. А что такое успешное государство, очень хорошо сформулировал М.Монтень: «Лучшее государственное устройство для любого народа — то, которое сохранило его как целое».

«Чем глубже мы заглядываем в прошлое, тем лучше видим будущее», - говорил У.Черчилль. Для возрождения национального сознания нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917 и даже не с 1991 года, что у нас тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития. Российское государство едино в своей истории, отличаются лишь формы его исторического воплощения, наследующие друг другу. Одни из них «прижизненны», то есть использовались в соответствующий исторический период. Другие были сформулированы позднее, для историографического словаря. Киевская Русь, Русь, Московское княжество, Московское царство, Россия, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация — все эти названия знаменуют этапы истории. Неизменное же их содержание всегда составляла русская, российская государственность.

Философ Н.Бердяев вопрошал: «Сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана?» Наша страна не просто самое большое в мире этнически, культурно и цивилизационно разнообразное государство с длительной историей, это еще и государство, объединенное русской доминантой, наличием уникальных скреп и особенностей. Россия прошла через колоссальные испытания, подарив миру и открытия, и уроки, и опыт созидания, жертвенности и высоких духовных прорывов. Само возникновение страны в природных условиях, далеко не самых благоприятных для существования человека, уже заложило будущие особенности культуры и экономического уклада, традиций и национального характера, социального и религиозного облика формировавшегося российского

общества и государства. Неслучайна и выработанная веками способность нашего народа мобилизовываться, что называется, у последней черты. Так было в XIII и XIV веках, в Смутное время в начале XVII века и во время наполеоновского нашествия в XIX столетии. Ситуация дважды повторилась в XX веке — в периоды гражданской войны и фашистской агрессии.

Россия — государство-цивилизация. Попытки заместить основания этого государства привнесенными из опыта других цивилизаций с точки зрения успешности страны контрпродуктивны, неэффективны и даже опасны. Однако, Европе, как писал в свое время философ И.Ильин, «не нужна правда о России, ей нужна удобная о ней неправда. Европейцам нужна дурная Россия: варварская — чтобы «цивилизовать ее по-своему»; угрожающая своими размерами — чтобы ее можно было расчленить; реакционная — чтобы оправдать революцию и требовать для нее республики; религиозно-разлагающаяся — чтобы вломиться в нее с пропагандой реформации или католицизма; хозяйственно несостоятельная — чтобы претендовать на ее сырье или, по крайней мере, на выгодные торговые договоры и концессии».

Российская государственность воплощалась в истории в различных государственных и политических формах, сохраняя при всех их вариациях главное — преемственность цивилизационных оснований, свою цивилизационную идентичность. Таким было древнерусское государство, такой была Российская империя, таким был Советский Союз, такой будет и будущая Россия. Опыт русской, российской государственности дал миру облик собирающей, неэксплуататорской, неростовщической, непаразитарной, уважительной и терпимой к народам и религиям государственности. Этот пример весьма важен при осмыслении будущего, потому что мир, к которому стремится человечество, — это не царство потребления, а пространство высоких смыслов и духовности. Именно для этого Россия и нужна человеческому сообществу.

Россия веками развивалась как многонациональное государство, скрепленное русским языком и русской культурой, которые являются родными для всех населяющих страну народов и не дают нам раствориться в этом мире. Для планеты мы, россияне, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаемся единым народом. И мы со вниманием и уважением относимся и будем относиться к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии — наши красота и сила. И именно в гражданской ответственности, в патриотизме — консолидирующая база российской политики. Быть патриотом — значит, не только любить и уважать свою историю, но и служить обществу и стране. Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки.

Анатолий Дроздов по материалам всероссийской научно-общественной конференции «Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века

Вернуться к списку новостей