ОНФ рекомендовал Правительству России активизировать цифровизацию школ

Народный фронт по результатам мониторинга цифровизации школ, проведенного по президентскому поручению о контроле за реализацией нацпроектов, обратился с письмом к премьер-министру России Михаилу Мишустину. В обращении, подписанном сопредседателем Центрального штаба ОНФ, руководителем образовательного центра «Сириус» Еленой Шмелевой, с учетом выявленных проблем составлены рекомендации ОНФ по достижению целей нацпроектов «Образование» и «Цифровая экономика» по подключению всех российских школ к высокоскоростному интернету.

ОНФ рекомендует провести аудит наличия в школах современного оборудования для высокоскоростного интернета и определить их потребность в обновлении такого оборудования, предусмотреть мероприятия в нацпроекте «Образование» по обновлению или созданию в школах данной инфраструктуры, провести мониторинг стоимости услуг интернет-провайдеров и установить причины завышения цен для школ, а также рассмотреть вопрос о необходимости субсидирования расходов школ на оплату услуг интернет-провайдера.

«Интернет в школе – важное условие для создания цифровой образовательной среды, крайне необходимой в условиях пандемии. Президент поручил Правительству до конца 2021 года обеспечить подключение всех общеобразовательных организаций к высокоскоростному интернету, и Общероссийский народный фронт держит этот вопрос на постоянном контроле», – подчеркнула Шмелева.

При этом в нацпроекте «Образование» указана цель подключения 70% школ к интернету со скоростью не менее 100 Мбит/с в городах и не менее 50 Мбит/с в сельской местности, а оснащение всех школ высокоскоростным интернетом должно завершиться к 2024 году.

В сентябре 2020 года Народный фронт провел опрос «Мониторинг качества и стоимости услуг, предоставляемых интернет-провайдерами в общеобразовательных организациях», в котором приняли участие руководители 2 689 школ из 73 российских регионов. По его итогам оказалось, что интернетом с заданной скоростью сейчас оснащены 42% городских и 34% сельских школ. 23% опрошенных сообщили о проблемах с оборудованием для интернет-доступа (одна точка доступа на всю школу, морально устаревшее оборудование).

Шмелева уточнила результаты мониторинга: «1,2 процента школ так и не имеют доступа к интернету, большинство из них – сельские. 18 процентов принявших участие в опросе школ имеют фактическую скорость сети ниже 2 Мбит/с, что не соответствует заложенным в национальном проекте показателям и не позволяет воспроизводить видеоматериалы. Для поддержания необходимой скорости интернета необходимо качественное оборудование и специалисты, способные его обслуживать. Отсутствие слаботочной сети, морально устаревшие компьютеры, одна точка доступа на всю школу, отсутствие технической поддержки не дают возможности использовать качественные цифровые материалы в образовательном процессе или дистанционно обучать детей. Кроме того, директора испытывают проблемы с оплатой услуг интернет-провайдеров. Так, 22 процента школ-респондентов платят за интернет вдвое больше средней цены по России, а 6 процентов – больше чем в три раза».

По итогам мониторинга ОНФ в обращении премьер-министру РФ приведены следующие выводы: менее половины школ подключены к интернету с соответствующей целевому показателю скоростью; почти четверть школ сталкивается с проблемами оборудования, что не дает возможности полноценно использовать интернет в образовательном процессе; отсутствует современное оборудование для интернет-доступа; более половины школ покупают такое оборудование либо за счет собственных средств, либо за счет иных (внебюджетных) источников финансирования; в нацпроекте «Образование» отсутствуют мероприятия по оснащению школ необходимой интернет-инфраструктурой; нет прямой зависимости между стоимостью услуг провайдера и скоростью доступа к интернету.

 «Современная школа сегодня как никогда нуждается в ресурсах сети интернет. Это требование времени, - считает член регионального штаба ОНФ в Ленинградской области, эксперт площадки «Образование» Галина Солдатова, - которое позволяет создавать профессиональные сообщества как внутри образовательной организации, так и на уровне района, региона, межрегиональном уровне. Взаимодействие педагогов, обмен передовым опытом, новейшими технологиями обучения и воспитания детей создает условия для формирования такой сетевой образовательной среды. Только благодаря ресурсам интернета ученикам можно побывать на онлайн-уроке у педагога из другой образовательной организации, что несомненно повысит мотивацию к изучению предмета, расширить представления о проектной и исследовательской деятельности по предмету. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют педагогам обучаться в учебных заведениях от Калининграда до Хабаровска, участвовать в дистанционных мероприятиях, вебинарах, межрегиональных круглых столах.

Цифровое образовательное пространство позволяет повышать эффективность использования современных образовательных технологий в профессиональной деятельности (использование периодических изданий, создание электронного портфолио, возможность апробации электронных учебников в процессе обучения).

Стремительные изменения, происходящие в разных областях деятельности человека, находят отражение и в образовании. Так как оснащение интернетом современного кабинета предоставляет широкие возможности для педагога от простых демонстраций предметов, явлений, организации виртуальных экскурсий, поиска информации, до использования интерактивных возможностей электронных образовательных ресурсов, а также организации сетевого взаимодействия, дистанционного обучения.

Особенно важен интернет для детей и педагогов в небольших городах и сельских поселения.  В его материалах можно найти инновационные решения, перспективы и практики. Это кладезь творческих идей, возможность саморазвития, огромный обучающий потенциал конференций, мастер классов, массовых онлайн курсов, вебинаров, форумов, дискуссий самой разной направленности.

Сейчас наши школы переходят на электронные журналы и электронные дневники, ведение которых невозможно без сети интернет. Эта система позволяет родителям и педагогам не только постоянно отслеживать педагогический процесс, но и мобильно оценивать результаты обучения и составлять прогноз успеваемости. В общем, школам как воздух нужен качественный интернет», сказала Галина Солдатова.

 

Вернуться к списку новостей