Пути к победе

Машина-спаситель, машина-солдат

Каждый год водные объекты Ленинградской области отдают орудия и технику, потерянные в боях между защитниками блокадного города и солдатами гитлеровской Германии восемьдесят с лишним лет назад. В 2020 году недалеко от деревни Кобона со дна Ладожского озера был поднят грузовой автомобиль ГАЗ-АА, более известный под названием «полуторка». Машина простояла под водой с ключом в зажигании целых 75 лет, а теперь является экспонатом музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», поскольку для Кировского района и всей нашей страны полуторка — символ стойкости и бесстрашия жителей осажденного города на Неве и их спасителей.

 

Грузовик-герой

Полуторкой автомобиль ГАЗ-АА прозвали за грузоподъемность в полторы тонны. В СССР его начали производить в 1932 году на Горьковском автомобильном заводе. В военные годы металлические кабины заменяли деревянными — металл был нужен для изготовления снарядов. Двери, вне зависимости от погодных условий, либо держали открытыми, либо снимали вовсе. Это давало водителю шанс выпрыгнуть и спастись, если машина проваливалась под лед.

 

Единственное средство передвижения

Во время блокады Ленинград выстоял благодаря Дороге жизни. В 1941 году, когда закончилась навигация и на лодках и других судах уже ничего нельзя было перевезти, оказалось, что ни санями, ни железнодорожным транспортом воспользоваться тоже невозможно. А небольшие грузовички могли проехать почти где угодно. И по льду Ладожского озера был проложен тридцатикилометровый путь, который стал единственным, связавшим город со страной. Официально этот маршрут значился как военно-автомобильная дорога №101, но ленинградцы прозвали ее Дорогой жизни.

В ноябре 1941-го на тонкий лед вышли первые шестьдесят машин. На них в осажденный врагом город везли муку и другие товары, а оттуда на Большую землю — истощенных жителей. Только в первую блокадную зиму, самую сложную, по Дороге жизни доставили 360 тысяч тонн грузов, а из Ленинграда вывезли больше 500 тысяч человек.

В первую очередь, конечно, заботились о детях. Жительница блокадного Ленинграда Майя Ивановна Свердлова, будучи четырех лет отроду, вместе с матерью была эвакуирована 28 марта 1942 года. Несмотря на юный возраст, она запомнила холод и ужас в глазах мамы, потому что из трех машин, в которых везли людей, две ушли под воду. Проскочить удалось лишь той, в которой ехала Майя…

 

Опасности пути

Путь по Ладоге был очень опасным и из-за погодных условий, и из-за того, что фашисты постоянно бомбили дорогу. У работавших там людей иллюзий не было — каждый рейс, каждый день мог стать последним. Трудились на износ. Усталые водители, чтобы не заснуть в пути, вешали котелок, чтобы он ударял по затылку и не давал дремать.

Двигаться нужно было в темное время суток, причем с выключенными фарами. Ведь фронт рядом, необходима была светомаскировка. Заблудиться же в темноте, а порой и в метель — проще простого. Поначалу на незнакомой местности водители часто сбивались с пути и порой замерзали насмерть, не дождавшись помощи. Треть всех машин, курсировавших по Ладоге, так и не добралась до берега. Подсчитано, что на дне озера до сих пор лежит почти тысяча полуторок.

 

Особая инфраструктура

Чтобы уменьшить потери людей, транспорта и грузов, на дороге были оборудованы пункты обогрева и техпомощи, начали работать регулировщики. В основном ими были женщины. Когда лед истончался или его пробивали снаряды, регулировщики направляли автомобильный караван по более прочному участку. Когда было много снега, на автомобили устанавливали лыжи и особые грунтозацепы. Их надевали, чтобы преодолеть сложный участок, а потом снимали.

Дорогу приходилось постоянно укреплять. Использовали бревна, арматуру, любые подручные средства, которые заводились под лед. В этом смысле военные водолазы и гражданские специалисты совершали настоящий подвиг. Немцы очень удивлялись: как так, они дорогу бомбят, а машины продолжают ехать и ехать…

 

Место в вечности

22 ноября 2021 года состоялась торжественная установка поднятой со дна Ладоги полуторки на территории музея «Прорыв». Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко так сказала об этой машине-солдате, машине-спасителе: «Грузовик ГАЗ-АА провел под водой почти восемьдесят лет, чтобы теперь стать мемориалом, который будет напоминать о наших героических предках. Таким образом, легендарная полуторка вернулась в строй, только теперь ей предстоит выполнять не боевые, а воспитательные задачи — нести эстафету памяти, чтобы молодые поколения знали и помнили, какой ценой нам досталась Победа в Великой Отечественной войне».

Анатолий Дроздов

Вернуться к списку проектов