Уважаемые читатели! Мы продолжаем рубрику «Искусство без границ», в рамках которой рассказываем об общедоступных событиях в области разных искусств, открываем перед вами двери мастерских современных художников и вместе с вами совершаем тематические прогулки по городам-музеям, рядом с которыми живем, потому что уверены, что искусство объединяет людей независимо от возраста, цвета кожи, пола, места и даже времени проживания. Поскольку на Северо-Западе, наконец, наступило настоящее лето и стало возможным носить легкомысленные одежды или обходиться их минимумом, в Северной столице стало больше гармонии между теми, кто ходит по улицам, и теми, кто держит город на своих плечах. Давайте узнаем, кто эти каменные жители Петербурга.
Бессменные жители Северной столицы
Многонациональный и многоконфессиональный Петербург — своеобразный плавильный котел народов не только России, но и Европы. Состав населения города меняет год от года, однако есть здесь и бессменные жители. Это атланты и кариатиды, которые поддерживают снаружи и изнутри многие здания в центре Северной столицы и продолжают оставаться свидетелями не только масштабных событий, но и разных бытовых перипетий и маленьких личных трагедий, которыми полна история человечества. Каменные богатыри и красавицы взирают на нас сверху, но стоит поднять глаза — и мы сможем познакомиться с ними поближе.
Кто такие?
Слово «атлант» пришло из греческой мифологии. Атлант был титаном, поддерживавшим небесный свод и обращенным в камень.
Слово «кариатида» происходит от греческого «кора» (девушка). Изначально так именовались пристенные (изредка — отдельно стоявшие) женские фигуры, заменявшие собой колонны или несущие кронштейны зданий.
Зачем нужны?
Статуи являются элементами декора, которыми замаскированы разного рода несущие конструкции. Мужчины-атланты и женщины-кариатиды держат на своих плечах или головах крыши, балконы, карнизы и даже перекрытия, украшают собой портики зданий.
Основное отличие между этими архитектурными элементами только в гендерном признаке: служащее опорой скульптурное изображение мужской фигуры называется атлантом, женской — кариатидой. Пол определяет тяжесть ноши скульптуры. Также мужские фигуры чаще встречаются в экстерьере зданий, а женские — в интерьере.
Когда появились в Петербурге?
Потребность в декоративном оформлении зданий тогдашней столицы возникла при распространении стиля барокко в конце 1760-х годов. На помощь архитекторам пришли атланты, держащие перекрытия; кариатиды, обрамляющие окна; путти, амуры, львы и человеческие маски, ставшие частями композиции фасадов. Затем мода на атлантов и кариатид вернулась в середине XIX века, когда классицизм сменился эклектикой. Более 60% строений с атлантами и кариатидами появилось именно в тот период.
В эпохи классицизма, эклектики и модерна скульптурные композиции прекрасных кариатид и могучих атлантов использовались также для декорирования интерьеров парадных залов и гостиных петербургских дворцов. Сочные по лепке и выразительные по пластическим решениям, они становились художественными доминантами монументально-декоративного оформления.
После 1917 года новых кариатид и атлантов уже не делали.
Перепись каменных жителей
Сколько же всего в Северной столице таких каменных жителей? Точной цифры нет, тем более что часть фигур была уничтожена или погибла, однако автор книги «Атланты и кариатиды Петербурга» Павел Матвеев говорит о трех сотнях зданий, украшенных такими скульптурами.
Самые известные атланты и кариатиды:
• десять юношей, поддерживающих портик Нового Эрмитажа (Миллионная ул., 35);
• нимфы-океаниды, несущие небесную сферу у Адмиралтейства (Адмиралтейский пр., 1);
• вторые по величине после эрмитажных атланты дома шоколадного короля Р.Г. Веге (наб. Крюкова канала, 14);
• кариатиды, удерживающие в равновесии прозрачную сферу купола дома компании «Зингер» (Невский пр., 28);
• бородатые богатыри, благодаря которым стоит дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41);
• девушки, украшающие дом Департамента уделов (Литейный пр., 39) и описанные Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда»;
• кариатиды, дополняющие фасад доходного дома М.С. Мальцевой (Невский пр., 77);
• атланты, поддерживающие балкон особняк И.К. Мясникова (ул. Восстания, 45);
• красавицы, встречающие входящих в бывший особняк В.С. Каншина (Кузнечный пер., 6);
• похожие на варваров, одетые в шкуры мужички, держащие эркеры доходного дома С.Ф. Англареса (Сапёрный пер., 13).
Есть еще немало дворцов, особняков и доходных домов, где также обосновались каменные жители города. Живут они и за пределами центра Петербурга, например, в Царском Селе. Расположенный там Екатерининский дворец является негласным лидером по количеству скульптур, размещенных на фасаде. Просто чаще смотрите вверх, гуляя по городу, и встреча будет неизбежной!
Подготовила Жанна Мозговая