Новости Отрадного

Владимир Мономах – «добрый страдалец за землю Русскую»

26 мая 1053 года у киевского князя Всеволода Ярославича и его жены – «греческой царевны», предположительно, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, родился сын Владимир, в крещении Василий. По матери он получил прозвание Мономах.

Владимир Мономах, князь ростовский, смоленский, черниговский, переяславский и, наконец, великий князь киевский, был многосторонней личностью. Государственный деятель, мудрый правитель, талантливый военачальник, искусный политик, писатель и мыслитель, он оставил о себе добрую память.

«О нём плакал народ – записано в древней книге – как плачут по отце, или по матери. Светился на Русской земле он как солнце, пуская лучи. Слух о нём прошел по всем странам. Врагам он был страшен, а дома был братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец за землю Русскую», – писал филолог и педагог Иван Хрущов в книге «Владимир Мономах, великий князь киевский, правнук Владимира Святого, и его завещание» (1888). Эта книга и многие другие раритетные издания, а также видеолекция доктора исторических наук, профессора Юрия Кривошеева, рассказывающие о жизни и княжении Владимира Мономаха, доступны на портале Президентской библиотеки.

Историки и исследователи единодушны в оценке личных качеств князя Владимира. Писатель Александр Сальников в сборнике «Правители русской земли от её начала до наших дней» (1906) так характеризует его: «Кроткий нравом, правдивый, богобоязненный, храбрый воин <…> Насколько этот князь был неутомим в своей деятельности на пользу отечества – видно из того, что бòльшую часть своей жизни он провёл вне дома, спал часто на сырой земле, не заботился об удобствах в походах, поднимался с постели до рассвета, ходил в церковь, советовался в разных делах с дружиной, творил суд и расправу среди провинившихся, ездил на охоту и проч.»

Любимым занятием Владимира, закалившим его физически и духовно, была охота. Об этом он сам говорит в «Духовной великаго князя Владимира Всеволодовича Мономаха детям своим, названной в летописи Суздальской Поученье» (1793): «…диких коней своими руками вязал я в густых лесах по десяти и по двадцати живых. <…> Самка буйволова дважды мешала меня и с конём на рогах. Олень меня рогами бодал. Две лоси, одна меня ногами топтала, а другая рогами бодала. Кабан откусил висящий на бедре меч. Медведь подклад у колена укусил, лютый зверь вскочил ко мне сидящему на коне на бёдры и коня со мною поверг на землю, и Бог невредима меня сохранил».

Отец, князь Всеволод, с юных лет привлекал сына к решению государственных задач и военным походам. В то время приходилось не только сражаться с внешним противником – половецкими племенами, но и вести междоусобные битвы с другими русскими князьями. Заслуга Владимира Мономаха в том, что ему удалось укрепить Киевскую Русь, объединив князей в совместных походах против половцев. Как сказано в размещённой на портале Президентской библиотеки «Справочной книге для занимающихся удельным периодом русской истории 1015–1238» (1869), составленной историком и археологом Дмитрием Сонцовым, «деятельность Владимира касательно устройства земли Русской и уклада ея на прочных основаниях, его старания об устранении усобиц и распрей княжеских, ведших Россию к ослаблению и бессилию против внешних врагов, ставят его на видное место в русской народной жизни».

В политике Владимир Мономах проявлял как расчётливость и предусмотрительность, так и человеческое великодушие. После кончины своего отца он мог претендовать на киевский престол, но уступил власть по старшинству своему двоюродному брату Святополку, чтобы избежать новых междоусобных распрей. Когда в битве с князем Олегом Святославичем погиб сын Владимира Изяслав, Мономах простил его смерть врагу и предложил примирение, написав: «Если имеешь совесть, если захочешь успокоить моё сердце и с послом, или священником, напишешь ко мне грамоту без всякаго лукавства, то возьмёшь добрым порядком область свою обратно и мы будем жить дружелюбнее прежняго. Не боязнь и не крайность заставляют меня говорить так, но совесть и душа, которая мне всего на свете драгоценнее». Об этом рассказал Хрущов в уже упомянутой книге «Владимир Мономах…».

После смерти князя Святополка в 1113 году в Киеве восстало население, и бояре призвали на княжение Владимира. Став великим князем киевским, он приступил к реформам.

Александр Сальников в своём сборнике так оценивает его деятельность на великокняжеском престоле: «Преследуя везде справедливость, Владимир Мономах, помимо оберегания отечества от врагов, заботился также о водворении правильнаго суда и порядка среди своих подданных: установил штрафы („виры“) по уголовным делам в пользу обиженных, определил размер „рез“ (процентов) при займах и дополнил „Русскую Правду“ Ярослава Мудраго новыми постановлениями. Кроме того, им были выработаны особыя правила о торговле и даже о наследстве. Таким образом, во время княжения Владимира Мономаха, в Русской земле водворилась полная тишина: усобицы между князьями прекратились, половцы присмирели, города стали украшаться храмами (напр. храм св. Спаса во Владимире Залесском и другой – на реке Альте, на месте убиения Бориса) – словом, Русь, что называется, воскресла».

Князь Всеволод знал несколько языков, его сын Владимир тоже был образованным человеком. Как отмечает филолог Николай Шляков в исследовании «О поучении Владимира Мономаха» (1900), «…образование Мономаха было больше, чем простая грамотность и начитанность…» Его литературное наследие – знаменитое «Поучение», автобиографический рассказ о «путях и ловах» и уже процитированное письмо князю Олегу Святославичу.

«Поучение Владимира Мономаха» – своеобразное духовное завещание, нравственное наставление детям и внукам. Исследуя его, Николай Шляков делает вывод: «Быстрота написания такого искуснаго произведения указывает, что литературный труд для Мономаха не был делом непривычным <…> Поучение написано очень искусно, дихотомически, и изобличает в авторе знакомство с теорией сочинения и опытность в деле литературном».

Другие учёные высоко оценивают содержание «Поучения», связывая его с личностью Владимира. «Прекрасное наследие оставила нам наша древняя Русь в этом завещании Мономаха. Читая его, мы словно внимаем простым и мудрым речам лучшаго из государей, и нам видится этот князь: стойкий, твёрдый, сильный верой в Бога, сильный любовью своего народа, примиритель и вместе грозный защитник отечества», – пишет Иван Хрущов в книге «Владимир Мономах…».

Владимир Мономах скончался 19 мая 1125 года под Переяславлем, возле выстроенной им церкви Святых Бориса и Глеба. Его похоронили на том месте, которое он давно выбрал сам: в кафедральном Софийском соборе в Киеве, рядом с телом его отца, великого князя киевского Всеволода Ярославича, и брата, переяславского князя Ростислава.

 

 

Вернуться к списку новостей