Крещение Руси. «Сколько добра сотворил Владимир Русской земле, крестив её!»

28 июля 2020 года отмечается 1032-я годовщина Крещения Руси и 1005-летие преставления равноапостольного великого князя Владимира, память которого свято чтит Русская Православная Церковь. На портале и в фонде Президентской библиотеки представлено большое количество материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи. 
Датой крещения Киевской Руси считается 988 год, когда в Корсуни принял обряд освящения водой и новую веру князь Владимир, что подробно описано в книге историка, специалиста по источниковедению Константина Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910) и др. трудах. Авторы показывают, что путь князя к православной вере был не из лёгких, ведь он начинал властвовать в период язычества на Руси.
«Когда стал княжить Владимир в Киеве, – читаем в книге Ивана Некрасова «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888), – поставил он шесть деревянных идолов в Киеве... Киевляне приносили жертвы тем идолам, величая идолов своими богами, закалали своих сыновей и дочерей перед истуканами. Вся русская земля и холм тот осквернились человеческой кровью».
Однако выросший в период язычества Владимир не стал его убеждённым приверженцем. «Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было», – пишет историк Николай Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888). 
Славяне к тому времени уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принёс на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место, где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: „Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся“. После этих слов Апостол взошёл на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в упомянутой выше книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории».
Это издание также рассказывает и о просветительской деятельности на Руси братьев Кирилла и Мефодия: «В девятом столетии, как известно, святые Кирилл и Мефодий распространяли среди чехов и болгар и других славян православную веру… Потом русские часто ходили в Грецию, а греки в Русь, особенно в Киев. Значит, русские могли научиться Христовой вере и от греков, и от своих соплеменников – славян… И так русские язычники привыкли к христианам и не преследовали их. …Вообще русские никогда в то время никого не преследовали за веру». Христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко. 
Однако до принятия христианства как основной религии Руси было ещё далеко. Укрепление государства требовало принятия единой веры, но какой? И Владимир берёт на себя труд изучить четыре господствующих религии и выбрать одну из них для родной земли.
Подробно выбор Владимиром веры и крещение Руси описываются в «Повести временных лет» (1916), прокомментированной величайшим знатоком и толкователем летописей Алексеем Шахматовым. Полно и ярко рассказал об этом в своём курсе лекций «Древняя русская история» (1885) профессор Василий Ключевский – лекции эти рукописные, их электронная копия доступна на портале Президентской библиотеки.
В книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» повествуется, как было непросто князю Владимиру сделать выбор. К нему в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Владимиру пришлось выбирать между мусульманской, католической верой, иудаизмом и православием. В издании читаем, как князь, хоть и не сразу, сделал выбор в пользу православия: «Греки прислали Владимиру одного философа. Философ по-гречески значит мудрец: „Если хочешь послушать, я тебе всё с самого начала расскажу, зачем Бог сходил на землю“, – сказал тот князю». И философ поведал ему о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о его крещении, страданиях и воскресении.
«После своего рассказа он показал завесу, вытканную золотом, – продолжает автор. – На ней была изображена картина суда Господня. Философ указал князю праведников на правой стороне картины, идущих с радостию в рай, а грешников по левую сторону, идущих на мучения. Владимир, вздохнув, сказал: „добро этим направо, и горе тем, кто налево“. Философ и говорит: „если хочешь стоять направо с праведниками, то крестись“. Владимир сохранил в сердце слова философа, но сказал: „подожду ещё немного“. Владимиру хотелось ещё лучше разузнать и раздумать о всех верах». И он, чтобы испытать на месте, чья вера лучше, послал девять посланников. 
В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила книгу историка, духовного писателя Дмитрия Троицкого «Святой равноапостольный князь Владимир» (1914). Из неё мы, в частности, можем узнать, какое впечатление на русских посланцев князя Владимира произвело православное богослужение: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле, потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты… Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться».
И пришёл день, пишет Иван Некрасов в исследовании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории», когда Владимир сказал: «Я крещусь. Я прежде этого времени испытал ваш закон. Мне ваша вера нравится, о ней мне рассказывали люди, ходившие к вам из Киева от меня и от моего народа».
Кардинальный поворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести выдержки из статьи историка, воспитанника Санкт-Петербургской духовной академии, профессора Киевской духовной академии Владимира Завитневича «Владимир святой как политический деятель», опубликованной в сборнике «Владимирский сборник в память девятисотлетия Крещения России» (1888): «С возвращением Владимира в Киев наступила минута, которая по глубине своего внутреннего смысла представляет единственное в своём роде явление во всей нашей истории: в эту минуту верховный вождь великого русского народа в торжественном акте засвидетельствовал своим подданным, что с этого момента во всех пределах его обширной державы наступает конец царству языческого бога брани и войны и вместо него возникает царство христианского Бога, Бога мира и любви».
После 988 года Русь как христианское государство смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества на основе соборности, налицо было всеобщее смягчение нравов, стремление к просвещению.
Русь православная развивалась, отстаивая свои самобытность и суверенитет. «Пусть же нынешний русский православный человек благодарно вспоминает труды наших предков… Наши предки говорили об этом просвещении: „дивно подумать, сколько добра сотворил Владимир Русской земле, крестив её!..“. Во тьме жили русские люди. Но солнце засияло им после крещения», – пишет Иван Некрасов в издании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории», ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки.

 

Вернуться к списку новостей