Новости Отрадного

Тосненский район в годы Великой Отечественной войны

Тосненский район в начале 1940-х годов был одним из самых крупных и промышленно развитых в Ленинградской области. Его природные богатства позволяли развивать на местном сырье кирпичное, гончарное, стекольное, лесохимическое и деревообрабатывающее производства.

Наступление было стремительным

Великая Отечественная война прервала мирную жизнь жителей Ленинградской области. В первые же дни на предприятиях Тосненского района были созданы отряды народного ополчения и санитарные дружины. Всё трудоспособное население самоотверженно работало на сооружении оборонительных укреплений. На фронт отправилось около десяти тысяч тосненцев, многие ушли добровольцами. В состав сформированной в Любани 2-й роты 93-го истребительного батальона вошли рабочие и служащие 9-й дистанции пути Октябрьской железной дороги, лесодеревообрабатывающего завода, совхоза «Любань», плодоовощного техникума и исполкома городского совета.

Боевые действия на территории Тосненского района начались в августе 1941-го, после прорыва фашистами Лужского оборонительного рубежа. Вражеское наступление было стремительным: 25 августа немцы заняли Любань, 27-го — вступили в поселок Тосно, который являлся крупным железнодорожным узлом и как важный стратегический пункт был необходим вражеской армии. Немцы сосредоточили здесь многочисленные военные силы и создали мощный укрепленный район: выкопали траншеи, протянули проволочные заграждения, устроили минные поля. В первый раз — 4 сентября 1941 года — немецкие артиллерийские орудия ударили по Ленинграду именно из района поселка Тосно. В результате этих артобстрелов больше всего пострадали Колпино и южные районы города.

В оккупации

Осенью 1941-го гитлеровцы начали создавать на местах аппарат оккупационной власти — военные и хозяйственные комендатуры, так называемую русскую гражданскую администрацию. Назначали старост деревень, волостных старшин, начальников районов, бургомистров. Установили особый режим охраны «от проникновения советских агентов и партизан», за нарушение которого полагался расстрел.

В прифронтовых районах велся строжайший учет населения, свободное перемещение запрещалось. Немецкие приказы гласили: «С наступлением темноты все должны сидеть дома». Чтобы попасть в соседнее селение, необходимо было получить пропуск у старосты и у коменданта. Также требовалось специальное разрешение, чтобы пойти в лес, причем туда немцы пускали только женщин.

Была введена трудовая повинность, по которой всё население старше двенадцати лет должно было работать по четырнадцать-шестнадцать часов. Оккупировав район, немцы направляли местных жителей на молотьбу зерна, уборку овощей и картофеля с колхозных полей. Зерно увозилось в тыл, а овощи и картофель употреблялись армией на месте.

В деревнях немецкие солдаты селились и хозяйничали в домах колхозников, а те были вынуждены жить в наспех вырытых землянках. Оккупанты изъяли у местного населения крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу, отбирали продукты, теплые вещи, швейные машины, патефоны, примусы, керосинки, настенные и ручные часы.

Люди голодали, питались картофелем и травяным хлебом (собирали солому, мякину и траву, сушили их, размалывали и из этой «муки» пекли хлеб). Голод, угроза угона в рабство или казни — в таких тяжелых условиях приходилось выживать местному населению.

Партизанское движение

Не желая подчиняться оккупационным властям, жители района включились в борьбу против захватчиков. В Тосненском районе были созданы восемь партизанских отрядов. Их возглавили первый секретарь Тосненского райкома ВКП (б) С.А. Крючин, работник райкома Л.П. Бороусов, управляющий Дубовицким леспромхозом М.М. Евстафьев, директор Ушакинской школы А.Д. Григорьев, А.Н. Доронин, С.Ф. Нагулин, Е.Ф. Иванин и Н.С. Данилов. 29 октября 1941 года отдельные тосненские отряды объединились в один, руководителем которого стал С.А. Крючин.

С наступлением зимы 1941–1942 года условия жизни партизан резко ухудшились. Не было лыж, теплой одежды; заканчивалось продовольствие и добыть его было почти невозможно. Во всех селениях, где еще оставались местные жители, стояли тыловые немецкие подразделения. За малейшую попытку оказать партизанам помощь грозила смерть.

Однако, несмотря на тяжелейшие условия борьбы, тосненские партизаны нанесли гитлеровцам немалый урон: истребили свыше трехсот немецких солдат и офицеров, сбили три самолета, подорвали двадцать грузовых и одну легковую машину, уничтожили десять мостов на шоссейных дорогах, много раз разрывали линии связи и разрушали полотно железной дороги, с августа по ноябрь 1941-го помогли выбраться из окружения свыше трех с половиной тысячам красноармейцев. В феврале 1942 года часть тосненских партизан была выведена в Ленинград, часть влилась в партизанские соединения других районов области.

День освобождения

Тосненская земля стала местом проведения таких масштабных военных операций, как Любанская, 3-я Синявинская, «Искра». Их проводили войска Ленинградского и Волховского фронтов, пытаясь прорвать блокаду Ленинграда.

Полностью Тосненский район был освобожден 30 января 1944 года в ходе операции «Январский гром». Отличившиеся в боях за Тосно и Любань войсковые подразделения получили почетные наименования Тосненских и Любанских.

Бойцы, участвовавшие в освобождении Любани, обратились к жителям города с такими словами: «Родина в честь нашей замечательной победы салютовала двенадцатью залпами из ста двадцати орудий, известила всему миру об освобождении вашего города… Мы стали «любанцами»! Это слово — наша гордость, оно нас воодушевляет на новые боевые подвиги, это слово — великая наша честь и хвала!»

Возвращение к мирной жизни

Великая Отечественная война нанесла огромный урон экономике Тосненского района. Только в городе Любани были уничтожены 514 жилых домов, 6 школ, больница, вокзал, электростанция, водокачка, промышленные предприятия. В целом населенные пункты района были уничтожены примерно на 70%, из строя вышли 35 промышленных и 120 сельскохозяйственных предприятий.

Не пощадили захватчики и культурные ценности. Так, серьезно пострадала усадьба Марьино, построенная в 1726 году по проекту А.Воронихина и получившая свое название в честь Марии Яковлевны Строгановой. Усадьбу называли жемчужиной дворцово-паркового искусства. Немцы же разместили в дворянском доме госпиталь для раненых и казино, а прекрасный вековой парк вырубили. Постоянными бомбардировками с лица земли были стерты павильоны и беседки, располагавшиеся в парке, а здание усадьбы практически полностью разрушено.

Общий ущерб, нанесенный району, превысил два с половиной миллиарда рублей.

После освобождения района одной из первоочередных задач было разминирование территории. Оно производилось силами воинских частей и районных команд Осоавиахима. Также с полей собирали трофейные орудия и боеприпасы. За два летних месяца команды минеров Осоавиахима убрали с территории района 6 минометов, 41 ящик артиллерийских снарядов, 25 ящиков артиллерийского пороха, 100 ящиков патронов и 2500 мин.

Другой важной задачей являлось восстановление сельского хозяйства. 6 июня 1945 года исполком Тосненского горсовета вынес решение о режиме работы в колхозах: «Работы на полях начинать с четырех часов утра и заканчивать в десять часов вечера с перерывами — два часа на завтрак и два часа на обед». На восстановительные работы были мобилизованы все организации, при этом учитывались часы, затраченные каждым трудящимся.

Предстояло вновь построить больницы, ясли, школы, восстановить дороги и жилой фонд. В работе широко использовались местные строительные материалы — камень и глина. «Надо заготавливать материал для хороших домов. Камешек по камешку — глядишь, к осени и дом будет!» — звучало в обращении Леноблисполкома к органам местного самоуправления.

Невероятными усилиями пришлось тосненцам преодолевать разруху, возрождать из пепла и руин родные места.

Материалы представлены ведущим архивистом ЛОГАВ Татьяной Павловцевой

Подготовила Елена Суралёва

Вернуться к списку новостей