Постеры

Профессия — нарколог

— Денис Александрович, вы уже много лет работаете наркологом. Как за это время изменилась статистика?

— Психиатром-наркологом я работаю более шестнадцати лет, в наркологическом кабинете Отрадненской городской больницы — четвертый год. В последние три года количество состоящих на учете в наркологическом кабинете города Отрадное снизилось примерно на десять процентов, но эта цифра не означает, что ситуация вокруг потребления алкогольной и наркотической продукции улучшилась. Не стоит забывать и том, что официальные цифры, как правило, всегда значительно ниже реальных.

— Из-за чего так происходит?

— Во-первых, наркологическая помощь в нашей стране может быть как бесплатной, бюджетной, так и платной. Платная помощь анонимна, то есть пациент не ставится на учет. Следовательно, те алко- и наркозависимые, которые могут себе позволить лечиться за деньги, в статистику не попадают. Во-вторых, несовершенство законодательной базы приводит к тому, что врач не может своевременно и достоверно получать медсведения о фактах употребления гражданами алкоголя и наркотиков, чтобы в дальнейшем проводить с этими людьми работу, предлагать им своевременное лечение, брать их под диспансерное наблюдение.

— Кого больше в Отрадном — алко- или наркозависимых?

— Лиц с алкогольной зависимостью на учете состоит больше, чем с наркотической. Мужчин под диспансерным наблюдением находится больше, чем женщин. Но вообще я не думаю, что зависимых от психотропных веществ стало меньше. С уверенностью могу сказать, что ситуация с наркоманией ухудшилась. В последние годы самыми распространенными наркотиками в России стали дешевые синтетические психостимуляторы, которые чаще других вызывают острые психические осложнения и быстрее других разрушают личность, приводят к деградации и инвалидности. Среди употребляющих указанные наркотические вещества часто происходят суициды; они совершают преступления с причинением вреда здоровью и жизни окружающих. Особенную обеспокоенность вызывают тенденции, связанные с употреблением наркотиков несовершеннолетними.

— Как понять, что твой близкий стал зависимым человеком?

— У человека, который пристрастился к тем или иным психоактивным веществам (алкоголю, наркотикам), как правило, меняется поведение, образ жизни. Происходят утрата интересов, переосмысление жизненных ценностей, а впоследствии — и деградация личности. Такой человек может, например, стать более нервным, возбужденным, агрессивным при незначительных внешних раздражителях. Утрата продуктивности и интереса к образовательной или трудовой деятельности часто приводят к отчислению из учебного заведения или потере работы. Человек, регулярно употребляющий психоактивные вещества, буквально выпадает из жизни общества. Многие зависимые люди раз за разом оказываются в местах лишения свободы за совершение краж и других преступлений.

— Передается ли химическая зависимость по наследству?

— Генетический фактор играет в формировании зависимости не последнюю роль, но и не основополагающую. Так что нельзя сказать, что алкоголизм или наркомания передаются по наследству. Здесь гораздо важнее среда, условия, в которых человек оказывается в детстве, и то, какой пример ему подают родители, школа, друзья.

— Что делать, если человек не желает избавляться от своей зависимости?

— По закону, если человек в силу своего психического состояния не представляет угрозу для окружающих, заставить его лечиться нельзя. В девяносто девяти процентах случаев пациенты обращаются к психиатрам-наркологам добровольно, о чем подписывают соответствующую бумагу. Конечно, от нежелания зависимых лечиться в первую очередь страдают их близкие, однако при этом нередко они сами неверно себя ведут. Истина заключается в том, что если алкоголика или наркомана в жизни всё устраивает, то он не захочет ничего менять.

— Например?

— Например, неработающий разведенный сорокапятилетний алкоголик живет с уже немолодыми родителями на их пенсию. Ему не нужно ни покупать продукты, ни приобретать одежду, ни оплачивать коммунальные услуги, ни заботиться о ком-либо. Всё, в чем он нуждается, — средства для покупки алкоголя, и эти средства ему нередко дают сами же родители. Вывод алкоголика: «Зачем мне прилагать усилия и избавляться от пристрастия к огненной воде? Зачем искать работу, которая будет мешать многодневным частым запоям? Мне и так хорошо!» Поэтому первым важным шагом на пути к лечению зависимости является создание для человека таких условиях, чтобы дальнейшее употребление перестало быть для него комфортным.

— Как общаться с человеком, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения? Чего ожидать?

— Нужно понимать: чем сильнее опьянение, тем меньше индивидуум похож на нормального человека и тем больше на существо, руководствующееся инстинктами и склонное идти на поводу у своих низших биологических потребностей. Иными словами, человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, может быть опасен как для себя самого, так и для окружающих. Также важно помнить, что нести угрозу для самого зависимого и окружающих может не только состояние опьянения, но и синдром отмены (ломка). В поисках денег на очередную дозу или в состоянии возникшего острого психоза такой человек способен совершить преступление против личности с

причинением вреда здоровью, вплоть до убийства. Вывод — держаться подальше от таких людей. При желании можно помочь, вызвав соответствующих специалистов — полицию или скорую медицинскую помощь.

— Попадают ли к вам на прием несовершеннолетние? Они объясняют, почему пристрастились к наркотикам или алкоголю?

— Такие пациенты попадают ко мне по направлению комиссии по делам несовершеннолетних или сотрудников полиции. Основными причинами употребления ими алкоголя и наркотиков являются ощущение бессмысленности жизни, отсутствие интересов, желание забыть о неприятностях и получить острые ощущения. Практически никто из несовершеннолетних не думает о возможных последствиях таких экспериментов. Я часто говорю о том, что любовь в семье, адекватное воспитание, поддержка, чуткость, эмпатия, личный пример родителей — это почти гарантия того, что ребенок не станет алкоголиком или наркоманом. К сожалению, подобного рода знаниями, желанием разобраться в подростковой психологии обладают единицы родителей…

— Какой метод борьбы с зависимостями, на ваш взгляд, самый эффективный?

— Это больше политический вопрос, нежели медицинский. Решение данной проблемы должно быть в первую очередь направлено на борьбу с наркотрафиком. Почему этого не происходит, почему рынок наркопотребления существует и развивается почти легально, кто заинтересован в существовании и развитии наркобизнеса — эти вопросы не ко мне. Медицинское сообщество психиатров-наркологов сталкивается, как правило, с уже сформированными зависимостями, которые долго и трудно, а порой и невозможно вылечить. При этом я неоднократно сталкивался с негодованием родственников наших пациентов по поводу того, что в России нет, как было во времена СССР, так называемых лечебно-трудовых профилакториев, где на принудительном лечении находились алко- и наркозависимые лица, хотя в профессиональной среде психиатров-наркологов есть большие сомнения в эффективности такого недобровольного лечения.

— Действительно ли бывших наркоманов не бывает или в вашей практике были другие случаи?

— Наркомания и алкоголизм — это хронические неизлечимые быстро развивающиеся и часто обостряющиеся психические заболевания, вызванные регулярным употреблением психоактивных веществ и приводящие к социальной, физической и психической деградации личности. Отсюда вывод: бывших алкоголиков и наркоманов не бывает. Мы не можем избавить человека от зависимости, сделав его полностью здоровым. Мы можем лишь добиться так называемой длительной ремиссии, то есть состояния, когда болезнь как бы спит. В моей практике немало случаев, когда наркологические пациенты не употребляют психотропные вещества по десять-пятнадцать лет и живут полноценной социальной жизнью, однако при неблагоприятных условиях их болезнь может обостриться, дать рецидив и они вернутся к употреблению. Успех лечения наркологических расстройств в большей степени зависит от самого человека, от его осознания, мотивации и желания. Без всего этого ни один врач не сможет помочь такому пациенту.

— Как долго алкоголь и наркотики выводятся из организма?

— Скорость выведения алкоголя и наркотиков зависит от особенностей организма каждого конкретного индивидуума, от наличия или отсутствия у него каких-либо патологий, а также от того, с какой регулярностью и в какой дозировке употреблялось психотропное вещество. Но есть и некие общие правила и примерные сроки. Например, алкоголь выводится за одни-двое суток. Есть наркотики, которые невозможно выявить в биологических жидкостях и тканях организма уже через час, а есть и такие (например, каннабиноиды), следы которых могут быть обнаружены даже спустя три-четыре недели после последнего употребления.

— Расскажите о каком-нибудь шокирующем случае, связанном с вашей профессиональной деятельностью. Помнится, была новость о мужчине в Отрадном, который, ища закладку, отморозил себе пальцы вплоть до ампутации…

— За годы работы с наркологическими больными я видел немало ситуаций, которые со стороны могут показаться шокирующими, так что меня уже не удивляет, когда алкоголики и наркоманы причиняют психические страдания и физический вред своим самым близким людям — родителям или детям. Приведенный вами пример — вполне рядовой и объясняется либо ломкой, либо острым психозом с бредом преследования, зрительными и слуховыми галлюцинации, психомоторным возбуждением, возникшим на фоне употребления наркотического вещества. Подобные состояния часто встречаются в наркологии, особенно в последние годы.

 

Беседовала Полина Корсунская

Вернуться к списку проектов