Ленинградцы активно обсуждают вопрос утилизации отходов. Некоторые «экоактивисты» в соцсетях высказывают мнение, что полигоны и новые комплексы по переработке отходов (КПО) — фактически одно и то же. Однако, как поясняет генеральный директор АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» Антон Бучнев, такое утверждение является не только ошибкой, но и серьёзным искажением реальности, которое может негативно сказаться на будущем утилизации отходов.
Полигоны — это территории, на которых отходы просто сваливаются и разравниваются бульдозером. Они не предполагают переработку и не позволяют извлекать полезные компоненты из мусора. На таких объектах мусор накапливается, и в процессе разложения выделяются вредные вещества, включая метан, один из мощнейших парниковых газов. Полигоны создают серьёзные экологические риски.
Комплексы по переработке отходов (КПО), напротив, применяют современные технологии для переработки и утилизации отходов. Это высокотехнологичные предприятия, которые используют конвейерные линии, сепараторы и другие устройства для эффективной сортировки мусора и извлечения вторичных материальных ресурсов. Кроме того, на КПО отходы не только сортируют. Применительно к пищевым отходам осуществляется утилизация посредством превращения в технический грунт. Его можно использовать, в частности, при строительстве дорог.
Эти процессы позволяют значительно снизить объём отходов, отправляемых на полигоны, и повысить долю переработки. В большинстве современных комплексов достигается 100% сортировка отходов, что позволяет уменьшить нагрузку на экологию и существенно сократить размещение неперерабатываемых «хвостов» отходов. В 2024 году обработка ТКО в России достигла 53,3%, утилизация выросла до 9%.
Опасность подмены понятий
Заявления о том, что можно поставить знак равенства и приравнять КПО к полигонам не только вводит в заблуждение, но и препятствует внедрению эффективных методов обращения с отходами. Антон Бучнев подчёркивает, такое мнение может быть вызвано желанием сохранения старых полигонов и заработка на них. Высказывающие эти суждения не заинтересованы в развитии современных технологий.
— Мы видим, как часть полигонов, в том числе и известные, исключены из проекта новой Территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области, а некоторые не получили Комплексное экологическое разрешение от Росприроднадзора, — комментирует Антон Бучнев. — Ошибочное мнение о том, что КПО и полигоны аналогичны, приводит к введению в заблуждение граждан с целью создания протестной активности. Это, в свою очередь, затрудняет проектирование и общественные слушания проектов новых КПО, отвечающих всем экологическим требованиям, и замедляет движение к устойчивым экологическим решениям.
Будущая работа с отходами заключается прежде всего в их детальной сортировке по фракциям, формировании товарных партий и направлении их на переработку (утилизацию) с целью дальнейшего использования полученного материала для производства других товаров.
Например, из старой ПЭТ-бутылки производитель (переработчик мусора) сделает флексу или гранулы. В дальнейшем это сырьё покупает производитель бутылок или одежды и делает из неё товар. В самом начале этой экономической и экологической цепочки стоит региональный оператор с КПО, который позволяет качественно отобрать сырьё для дальнейшего использования.
Признание различий между полигонами старого типа и комплексами по переработке отходов важно для формирования общественного мнения и поддержки современных инициатив в сфере утилизации. Внимание к нашим отходам и понимание всей цепочки движения отходов, от сортировки до производства товаров (утилизации) — это дорога к обеспечению чистого и безопасного будущего для нас всех.
Инна Петрова