История

Ограниченный контингент

К 33-й годовщине вывода советских войск из Афганистана

15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Республики Афганистан. Этот день стал датой, символизирующей мужество, стойкость и верность воинскому долгу, когда мы вспоминаем погибших и воздаем дань уважения воинам-интернационалистам, которые с оружием в руках защищали честь нашей страны.

 

Предпосылки войны

Вводу ограниченного контингента войск в Афганистан предшествовал целый ряд драматических обстоятельств, первым из которых стал военный переворот 27 апреля 1978 года, когда к власти в Кабуле пришли просоветски настроенные левые силы. Затем эти неожиданные и нежданные «революционеры», оказавшись под жестким прессингом со стороны местных фундаменталистов, запросили помощи у Москвы: сначала — оружие, советников, материальные ресурсы; а впоследствии — и прямую военную поддержку.

Рассекреченные документы политбюро, КГБ и Минобороны свидетельствуют о бурных спорах, возникавших на этот счет в кабинетах, о том, как много явных и скрытых противников было у сторонников оказания Афганистану «интернациональной помощи». И в партийной номенклатуре, и в генштабе, и в экспертном сообществе оказалось немало людей, хорошо понимавших, какими тяжелыми последствиями грозит масштабная военная операция. Однако «ястребы» — министр обороны Д.Устинов, глава Лубянки Ю.Андропов и министр иностранных дел А.Громыко — сумели келейно продавить решение о вводе войск. Каждый из них руководствовался своими соображениями, но все трое были уверены: войска войдут на территорию сопредельного государства, наведут там порядок и скоро вернутся в свои казармы. Никто не предполагал участия в затяжной, изматывающей войне.

 

Долгое наведение порядка

Наведение порядка растянулось почти на десять лет, а последствия оказались катастрофическими для обоих государства. Присутствие наших войск в Афганистане стало мощным стимулом для радикализации экстремистских сил, их широкой поддержки извне. Война не только не прекратилась, напротив, охватила буквально все провинции страны, невольно сделав кабульский режим марионеточным, целиком зависимым от чужих войск. Советский Союз, и без того испытывавший серьезные экономические трудности, зашатался под гнетом колоссальных военных расходов, необходимости содержать огромную воюющую армию и кормить немалое соседнее государство.

Вот почему, едва став генсеком, Михаил Горбачёв сделал одним из приоритетов своей политики решение афганской проблемы. Генеральный секретарь поручил высшему советскому руководству срочно пересмотреть политику в отношении Афганистана и, в частности, решить вопрос о возвращении домой «ограниченного контингента». Однако и принятие решения о выводе войск, и сам вывод растянулись на годы.

 

Дипломаты сменяют военных

Самим афганцам была предложена концепция национального примирения, которая предусматривала многопартийную систему и примирение с моджахедами, а командованию 40-й армии поступило указание постепенно переложить груз боевых действий на вооруженные силы Демократической Республики Афганистан, однако на пути к миру почти сразу возникло множество серьезных препятствий.

В челночную дипломатию, которая начала действовать на маршруте Москва — Кабул — Исламабад — Женева — Нью-Йорк, включились самые искусные люди со Смоленской площади, включая министра Э.Шеварднадзе и его замов. На каком-то этапе даже первый заместитель министра Юлий Воронцов (редкий случай в истории МИД) был направлен послом в Кабул, оставив за собой должность в Москве. И 14 апреля 1988 года при посредничестве наших дипломатов и активном участии ООН министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали пакет документов, призванных положить конец войне. Советский Союз обязывался в девятимесячный срок завершить вывод своих войск.

 

Противодействие

Но самые авторитетные лидеры вооруженной оппозиции наотрез отказывались участвовать в каких-либо мирных переговорах, отвергали любые компромиссы с Кабулом и Москвой. Так, например, знаменитый Лев Панджшера, Ахмад Шах Масуд, получив через посредников письмо с предложением занять в будущем коалиционном правительстве пост министра обороны, в категорической форме ответил нет.

Формально поддерживая попытки советских дипломатов достичь компромиссных соглашений с лидерами партизан, глава Афганистана неоднократно срывал важнейшие встречи и переговоры: по тем районам, где намечались контакты, вдруг наносились мощнейшие ракетно-артиллерийские удары силами ВС ДРА, а моджахеды считали это очередным коварством русских…

В Москве тоже не было полного согласия относительно того, как выстраивать заключительный акт афганской эпопеи. Среди наших политиков, крупных военачальников, дипломатов крепло убеждение, что кабульский режим падет сразу после эвакуации последних подразделений «ограниченного контингента». Даже проницательный, обладавший аналитическим складом ума Александр Бовин, посланный Горбачёвым в Кабул со специальной миссией (прояснить перспективы режима), вернувшись, вынес однозначный вердикт: Наджибулла и его сторонники будут сметены, едва последний наш солдат покинет Афганистан.

 

Вывод войск: нюансы

Весной 1988 года Горбачёв встретился в Ташкенте с Наджибуллой, после чего министр обороны Д.Язов подписал директиву: завершить вывод войск 15 февраля 1989 года. На тот момент за Амударьей и Пянджем находилось более ста тысяч советских солдат, офицеров и генералов.

Однако ровно за месяц до 15 февраля Шеварднадзе на совещании в Кабуле высказался за то, чтобы часть наших войск осталась в Афганистане «для охраны магистрали Хайратон — Саланг — Кабул, обеспечения безопасности столичного аэродрома и недопущения блокады Кабула». По прикидкам, которые тут же сделали военные, речь могла идти о контингенте численностью в тридцать тысяч человек. Это было бы вопиющим нарушением Женевских договоренностей.

Командование 40-й армии вышло на Язова, но тот не стал конфликтовать с министром иностранных дел, отмолчался. Он уже знал, что через неделю назначено заседание политбюро, на котором будет рассматриваться этот вопрос, и потому счел за лучшее выждать.

 

Победа или поражение?

Генерал Борис Громов впоследствии писал: «Я глубоко убежден, не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили — в отличие от американцев во Вьетнаме — свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы — лишь то, что могли».

В войне, длившейся десять лет, участвовало около миллиона наших соотечественников. Более 200 тысяч военнослужащих награждены орденами и медалями. Более 80 человек удостоены высшей награды Родины — звания Героя Советского Союза.

 

Доблесть воинов-афганцев до сих пор вызывает восхищение и у современников, и у подрастающего поколения, и даже у тех, кто в те годы сражался на другой стороне. Более того, сегодня большинство простых афганцев вспоминают советских людей уже как созидателей, как тех, кто в самые трудные дни строил на их земле школы, больницы, поднимал экономику страны.

Анатолий Дроздов по материалам сайта rg.ru

Вернуться к списку новостей

Награды жителям 47-го региона

В преддверии 80-летия Великой Победы губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко вручил государственные и региональные награды жителям 47-го региона