Спорт

Крестовский остров: от петровский батарей до «Газпром арены»

Даже если футбол не ваша стихия, на «Газпром Арене» стоит побывать, хотя бы в качестве экскурсанта. Особенно если учесть, что через каких-то три месяца «Зениту», для которого арена – домашний стадион, исполнится 100 лет.
Дождливым февральским днём на станциях «Крестовский остров» и «Зенит» пустынно и спокойно. В матчевые же дни здесь выстраиваются гигантские очереди. Нам «повезло»: игры сегодня нет, и единственная преграда – суперстрогая охрана при входе на стадион.

СТАДИОН С МНОГОЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ
Ведущий специалист отдела организации соревнований Алексей Петров начал встречу с журналистами коротким экскурсом в историю Крестовского острова, который, как оказалось, упоминается ещё в Писцовой книге 16 века. Во времена Северной войны на здешних болотистых землях стояла батарея, защищавшая основанный Петром город от шведских пушек.   Владельцами большей части Крестовских земель были князья Белосельские-Белозерские. Разные петербургские сословия здесь не только отдыхали, но и занимались спортом. Во второй половине 19 века на острове располагался Императорский речной яхт-теннисный клуб и гребное общество.
В первые годы советской власти спортивные традиции Крестовского упрочились. Здесь построили стадионы «Динамо», «Нева», «Знамя». Самым выдающимся стал стадион имени Сергея Мироновича Кирова. В то время глава Ленинграда Сергей Киров решил, что стадион должен быть грандиозным, массовым и необычным. Был выбран проект Александра Никольского, Константина Кашина-Линде и Николая Степанова. В основе проекта лежал способ насыпки земляного холма. Семь лет, с 1932 по 1939 год, огромные насосы качали песок и ил со дна Финского залива для формирования холма, в центре которого должно было расположиться футбольное поле и беговые дорожки, а на склонах – трибуны. Предполагалось, что на 52 рядах скамеек по периметру стадиона смогут уместиться около 100 тысяч зрителей.
Сначала Советско-финляндская, а затем Великая Отечественная войны вмешались в ход строительства. На месте будущего стадиона, который уже был отмечен на картах Ленинграда как военный объект, стояли воинские части и батареи, и сюда били вражеские пушки. Сразу после войны было принято решение о завершении строительства. Благодаря участию морских и пехотных войск Советской армии стадион Кирова был достроен в рекордно короткие сроки. 30 июля 1950 года «Зенит» и «Динамо» – две ленинградские команды, выступавшие тогда в Высшей лиге советского футбола, сыграли на новом стадионе первый матч. Закончился он вничью, но принёс массу удовольствия зрителям. На этом стадионе были установлены два рекорда не только для Советского Союза, но и для Европы. Матч Спартак – ЦСКА посетили 110 тысяч человек.

НОВОМУ СТАДИОНУ БЫТЬ
Со временем стадион Кирова устарел, и возникла необходимость в новой спортивной арене. 27 июля 2006 года началась разборка стадиона, который для многих ленинградских и петербургских семей стал любимым местом отдыха. Демонтаж кресел уже начался, поэтому на последний матч на Кировском стадионе между «Зенитом» и «Динамо» смогли попасть лишь 44 тысячи зрителей. Кстати, это был первый матч Дика Адвоката в роли тренера сине-бело-голубых.
Удивительно, насколько схожи в главном истории стадиона Кирова и «Газпром Арены». По разным причинам долгострои, оба стали самыми прогрессивными для своего времени. Хотя на первых порах создание газпромовской Арены сопровождалось скандалами в прессе из-за постоянно растущей сметы.
– Отчасти это было вызвано тем, что первоначально планировали и уже начали строить стадион на 54 тысячи мест, – рассказывает наш гид Алексей Петров. – А когда стало известно, что игры чемпионата мира 2018 года пройдут в Петербурге, количество мест увеличили до 68 тысяч, и проект пришлось переделывать.

ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ТАРЕЛКА В СЕМЁРКЕ МИРОВЫХ СТАДИОНОВ
Все причины останутся за кулисами истории, но факт остается фактом. Футуристическая «тарелка», созданная по проекту японского архитектора Кисё Куросавы, является сегодня самым популярным стадионом в России. Многие туристы специально приезжают в Петербург, чтобы увидеть Лахта-центр и «Газпром Арену», которая входит сегодня в семёрку мировых стадионов с натуральным газоном, выкатным полем и раздвижной крышей. Немалую роль в этом сыграл «Зенит» как основной пользователь стадиона.
Например, одним из основных требований команды было сохранение преемственности. И вот оно: об исторических корнях места напоминает созданная в советские годы главная лестница, павильоны в итальянском стиле, фонтан перед входом и памятник Кирову.
В футбол, как известно, играют при любой погоде. И болельщики, и игроки помнили открытый всем ветрам стадион имени Кирова, холодный «Петровский», где приходилось играть при сильно минусовых температурах. Решением проблемы стала раскрывающаяся крыша, которая поначалу часто критиковалась в прессе. И, наконец, выкатное поле. Арену планировалось использовать не только для проведения матчей, и это был единственный способ сохранить зелёный газон.

КОРЫТО С ГАЗОНОМ
И вот мы стоим под гигантским куполом, закрывающим чашу стадиона от надоедливого питерского дождя. Наивысшая точка крыши расположена на высоте 72 метра от нулевой отметки. Восемь пилонов держат огромную металлическую конструкцию. Внизу бескрайний зелёный газон, над которым нависли стройные ряды софитов. Искусственная инсоляция заменяет газону солнечный свет, что стимулирует рост травы и придает ей натуральный зелёный цвет. Эта система осуществляет также полив, подогрев, аэрацию и вентиляцию газона. Ухаживают за полем десять агрономов.
Увидеть, как корыто (так здесь говорят) с газоном покидает пределы газона, нам не удалось. Даже высокие в те дни февральские температуры опасны для газона. Зато на макете в музее «Зенита» отлично видно, как 70-тонная махина без усилий катается туда-сюда. В реальном режиме на это уходит почти полтора часа в одну строну плюс разнообразные подготовительные работы.

ДО НАЧАЛА МАТЧА
За пару часов до начала матча зрителей пускают на трибуны, и начинаются развлекательные программы. Их задача, в числе прочего – привлечь зрителя, ранее далёкого от походов на футбол. По подсчётам, на каждом матче таких – 7-8 процентов. Не менее интересным будет знакомство с самой ранней, довоенной и послевоенной историей команды.
Представлена здесь также история фанатского движения. Трогательно выглядит уголок зенитовского болельщика 70-х годов. Не у каждого имелись красивые постеры с фотографиями тогдашних футбольных кумиров. Зато многие носили связанные мамами и бабушками сине-бело-голубые шарфы. Чем длиннее, тем круче болельщик. Вошли в историю фирменные пакеты, выпущенные в 1984 году по случаю матча со «Спартаком», который стал для «Зенита» золотым в его чемпионский сезон. С этими пакетами болельщики разъезжали по всей стране, за что и получили насмешливое прозвище «мешков».
Сегодня и футбол стал другим, и фанатское движение приобрело более цивилизованный характер. Благодаря введению Fan ID, или карты болельщика, отсеялись самые недисциплинированные, не готовые посещать игры без бутылки пива фанаты. Кстати, получить заветный документ, необходимый для посещения матчей Российской премьер-лиги, а также финального матча Кубка России по футболу можно на подходе к Арене буквально за 15 минут.
Алексей Петров рассказал, что самая «намоленная» болельщиками трибуна D расположена как раз там, откуда газон выкатывается за пределы стадиона. Интересно, что она находится на месте знаменитого 33 сектора, где во времена стадиона Кирова «болели» самые рьяные фанаты команды. А вот именных мест, как раньше на «Петровском», здесь нет ни у кого, даже у Михаила Сергеевича Боярского.

ОСТАЛОСЬ СТО ДНЕЙ
Грядущий 100-летний юбилей «Зенит» отметит 25 мая домашней игрой в финале чемпионата России.
– Сейчас все усилия направлены на то, чтобы создать команде комфортные условия и чтобы она в этих условиях достигла поставленного результата, которого мы ждём от неё каждый год, но в этом году особенно, – комментирует Алексей Петров. – Наверняка планируется дополнительная программа. А вот будет ли она триумфально радостная, покажет время.
Напоследок мы заглянули в святая святых команды – раздевалку. На экране телевизора замелькали кадры победных голов на поле и праздников с брызгами шампанского в раздевалке. Возник вопрос, кто всё это потом убирает. Оказалось, в мире спорта возникла новая тенденция. Японцы на ЧМ 2018 сами убирали раздевалку. Ребята из «Нефтчи» попросили швабры и вёдра после игры на «Газпром Арене». Есть последователи и среди российских команд. Но не «Зенит», нет. Не царское это дело – свои хоромы убирать. А надо бы, хотя бы после поражений.

Ольга Рогозина, газета «Выборг»

Вернуться к списку новостей

День донора

В преддверии празднования Дня защитника Отечества в ГУ Минюста России по СПб и ЛО традиционно прошел День донора