Новости Отрадного

«Пока есть люди, будут и нарушения»

«Берегись автомобиля» — это уже не просто название культового фильма, а кредо пешеходов. Сегодня почти у каждого кировчанина есть своя «ласточка», но при этом не каждый готов четко следовать Правилам дорожного движения, хотя инструктор кировской автошколы Юрий Анатольевич Гусев уверен, что культура вождения с каждым годом улучшается. Об этом и многом другом он рассказал корреспонденту газеты «PRO-Отрадное».

 

— Юрий Анатольевич, как вы считаете, сейчас машина — это необходимость или роскошь?

— Обучая своих учеников, я обычно использую книгу Юрия Гейко. В ней дается хорошее определение автомобилю: «это член семьи, лучший друг, а не показатель состояния». Что же касается необходимости, то, думаю, это зависит от того, где человек проживает. Если в Петербурге, то, наверное, проще пользоваться общественным транспортом, ведь торчать в пробках — удовольствия мало. А вот в таком городке, как наш, гораздо удобнее передвигаться на автомобиле.

— Почему водители нарушают ПДД?

— Люди воспитанные — в основном неумышленно. Те же, кто хочет показать свое превосходство, нарушают преднамеренно. Но бывают ситуации, когда и нарушить плохо, и не нарушить тоже. Вот, например, ввели ограничения для тех, у кого стаж вождения менее двух лет: они не могут буксировать другие транспортные средства, перевозить пассажиров на мототранспорте и так далее. У нас страна — громаднейшая. Стоит человек, которого надо взять на буксир, там, где ездит одна машина в сутки. И вот, представьте, диалог: «Возьми на буксир!» — «Не, я законопослушный, я не могу. У меня только год стажа. Ты годик подожди, тогда я приеду и отбуксирую тебя, куда скажешь».

— Как воспитать ответственного водителя? Можно ли это сделать в автошколе?

— Если бы было можно, то давно бы не было нарушителей. Конечно, большинство преподавателей автошкол пытаются это делать, но люди ведь разные приходят. Некоторые получают водительское удостоверение с большим трудом и, быстро забыв, чему их учили, начинают творить на дороге что попало.

— По-вашему, стоит выдавать права с шестнадцати лет или это плохая идея?

— Я считаю, чем раньше человек начинает себя развивать, тем быстрее он набирается опыта. Но пока неизвестно, когда это введут, — второй год лежит инициатива о том, чтобы, сдав в семнадцать на права, можно было сразу ездить, ведь без этого навык теряется. «Будет, будет», — обещают в правительстве, но до сих пор ничего не сделано. У меня внук сдал экзамен в октябре 2020 года, но удостоверение ему выдадут только в апреле. Получается, учился три месяца, а ждать — семь. После такого длинного перерыва ему надо снова учиться вождению — навык утрачен! В Соединенных Штатах ребята получают права в шестнадцать лет и в школу ездят на своих машинах. Наши дети ничуть не глупее! Так что это хорошая инициатива. На мой взгляд, теоретическую часть (устройство автомобиля, Правила дорожного движения) следует изучать лет с пятнадцати, а то и с четырнадцати, а с шестнадцати до восемнадцати — давать навык вождения.

— Но ведь это трудный возраст! Подростки проходят период становления, ищут способы самовыражения и могут наделать глупостей, оказавшись за рулем…

— В том-то и дело, что, если дать подростку руль, это может уберечь его от наркомании или употребления алкоголя, ведь он будет знать: пьянство за рулем — серьезное преступление, наказание за которое — тридцать тысяч рублей штрафа и полтора года лишения прав. У меня были споры с опытными водителями, которые говорили: «Куда? Ведь они дети!» Но, по-моему, это просто конфликт поколений, он всегда был, есть и будет. Вечный стереотип, что молодое поколение хуже предыдущего. На самом деле это не так. Надо только приветствовать, чтобы ребята раньше начинали учиться и в шестнадцать получали права. Раньше с этого возраста можно было управлять любым мотоциклом, теперь с шестнадцати — только легкий, тяжелый — с восемнадцати. Зачем? Дорога — одна, требования — те же. Физически не справится? Но ведь есть ребята, которые в шестнадцать намного сильнее восемнадцатилетних.

— Возможна ли идиллия, где все участники дорожного движения будут уважать друг друга?

— Пока есть люди, будут и нарушения. Снижать же аварийность — можно! Шведы, например, уже почти достигли нулевой аварийности, чтобы никто не погибал на дорогах. У нас такая задача должна быть решена к 2030 году. Однако и в нашей стране есть положительные тенденции. Я своим ученикам говорю: пока что у нас показатели плохие, но это не идет ни в какое сравнение с девяностыми и началом двухтысячных. Сейчас культура вождения стала значительно выше! Теперь, к примеру, машины останавливаются, чтобы пропустить пешеходов. Наши водители воспитаны ничуть не хуже, чем зарубежные, так что уровень дисциплины на дорогах будет улучшаться, хотя и не без помощи ГИБДД, которая всегда обращается к законотворцам, чтобы закрутить гайки. Например, актуальный вопрос, который уже рассматривается, — конфискация машин пьяниц, как в Беларуси. Это тоже скажется на поведении водителей за рулем. Влияет на аварийность и состояние дорог, а они у нас стали значительно лучше. Если раньше до Мги невозможно было быстро доехать, то сейчас до московской трассы (что в два с половиной раза дальше, чем до Мги) можно добраться быстрее, чем до поселка в те времена. А Мурманка — это вообще песня! Едешь — и удовольствие получаешь!

 

Беседовал Максим Фадеев

Фото Максима Фадеева

Вернуться к списку новостей