Новости Отрадного

Хобби жителей города Отрадное

Коллекция гжели Анны Чернюк

Мы живем рядом друг с другом, ходим по одним и тем же улицам, но практически ничего не знаем о наших соседях. Чтобы исправить эту ситуацию, сотрудники Отрадненской городской библиотеки в октябре организовали выставку «Хобби жителей города Отрадное», а мы решили подхватить инициативу и сегодня рассказываем об одной из участниц этой выставки Анне Борисовне Чернюк и ее коллекции гжели.

 

История гжели

Гжель — это традиционный русский промысел и особый вид росписи по керамике, в котором, как правило, используют белые и синие краски.

Первоначально Гжелью называлась небольшая деревенька недалеко от Москвы и первые упоминания об этом местечке появились в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке. Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь» и связано, прежде всего, с гончарным искусством. В деревне Гжель с давних времен создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько, так что в Российской империи появилась целая Гжельская волость. В конце XVII века, по указу царя Алексея Михайловича, там стали изготавливать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам, а в 1740-х известный русский химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.

Поначалу изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах изменилась технология — на гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры. Фаянсовые изделия с синей росписью экспортировали в страны Ближнего Востока и Средней Азии. В то время гжельскую посуду называли «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд».

В XIX веке в деревнях Гжельской волости возникли многочисленные фарфоровые предприятия: заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. Посуду на них производили на новом оборудовании в промышленных объемах. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.

Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова. Сегодня в Гжели действуют сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.

 

Коллекция гжели Анны Чернюк

— Анна Борисовна, расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали гжель, а не, к примеру, палехскую миниатюру.

— Мне нравится всё синее. Любовь к гжели мне привила мама. Именно она начала покупать вазочки, чайнички, дарить фигурки, посвященные нашим годам рождения. Вот год кота и кролика, год овцы и козы. Год собаки, год дракона, быка и змеи. Всё стоит у нас дома в серванте. Для красоты! А теперь мы собираем коллекцию всей семьей.

— В детстве чем увлекались?

— Ребенком я пела в хоре и даже выступала в «Фортуне». Еще посещала художественную школу. Там нас учили рисовать натюрморты, природу. Мама украшала моими работами стены нашей квартиры.

— А ваши дети помогают вам в вашем увлечении?

— У меня два сына. Пока они лишь с удовольствием рассматривают вещицы из нашей коллекции и эмоционально реагируют на ее пополнение. Старший больше увлекается спортом, а младший еще не определился со своими интересами.

 

 

Подготовил Алексей Дубинин с использованием материалов сайта culture.ru

Фото автора и Анны Чернюк

Вернуться к списку новостей