Новости Отрадного

Телесное vs небесное

Галина Матлина: от реставрации городской скульптуры к сферам горним

Когда оказываешься в стенах мастерской скульптора Галины Матлиной, невольно настраиваешься на философский лад и начинаешь размышлять о том, что каждый из нас представляет собой личность, из сложения которых образуется всё человечество. Мы не живем вне истории, вне культуры, и каждому из нас важно найти свое место в этом мире. Кому-то достаточно семьи и работы, кто-то мыслит масштабнее и хочет сделать что-то для гораздо большего количества живущих на земле, оставить свой след в истории, а кто-то вообще пытается осознать себя в вертикали Бог — человек и выстроить свою судьбу соответственно. Однако любая жизнь — это путь. Каждый из нас идет из пункта рождения («Вынужденные переселенцы») в пункт завершения («Переход»), и на этих дорогах нам встречаются другие живые существа, с нами происходят радостные и горестные события («Ноктюрн», «Случайный свидетель»), мы оказываемся на перекрестках, где приходится делать выбор — поступить так или этак. И каждому из нас необходим ориентир, ведь мало кто согласен идти по жизни, уткнувшись взглядом в дорогу под ногами («Собиратели»), никогда не поднимать головы и не смотреть в небеса или хотя бы по сторонам.

 

Сё человек

Ранние произведения Галины посвящены человеку, так скажем, в горизонтали: во взаимодействии с другими людьми, животными или ситуациями. Иногда скульптору недостаточно одной работы, чтобы рассмотреть тему со всех сторон, изучить происходящее достаточно глубоко, и возникают целые серии. Скульптуры, их составляющие, можно рассматривать по отдельности или группировать друг с другом, и тогда они рассказывают маленькие, но незабываемые истории. Например, работы, посвященные людям с собаками; серия «Цыгане»; скульптура «Островитяне», состоящая из трех фигур то ли людей, то ли чаек. Обойдя вокруг работу «Общежитие», можно «услышать» множество рассказов, «увидеть» множество судеб, но все они изначально предопределены автором. А вот такая необычная вещь, как «Рыцари» («Конец войны»), будто бы не предполагает однозначного толкования: в зависимости от того, как будут поставлены по отношению друг к другу фигуры, результат встречи рыцарей на поле брани можно расценивать по-разному.

 

По вертикали

В более поздних работах Галина Матлина рассматривает человека уже с точки зрения некоей вертикали, во взаимодействии его с творчеством или даже Богом. И здесь всё более заметной становится склонность автора к композициям, вписывающимся в треугольник или пирамиду; форму, с древности считающуюся сакральной и символизирующую неразрывную связь жизни и смерти, которая переходит в бессмертие; космическую мировую гору, лестницу в небо (недаром именно такая форма была выбрана для усыпальниц фараонов в Древнем Египте), а в христианстве — Троицу.

Тему человека и творчества Матлина поднимает в проекте «Серебряный век», пока не нашедшем себе места для воплощения. Каждому поэту того времени посвящена отдельная стела в форме треугольной призмы, на одной грани которой изображен портрет поэта, на второй выбита его краткая биография, а на третьей — одно из известных стихотворений.

Дальше тема творчества расширяется и приводит скульптора к размышлениям о самом главном Творце, о Том, кто создал весь мир; о Его земной истории и божественной природе. Светское богомыслие настолько захватило Галину Матлину, что она изучила иврит, чтобы иметь возможность ознакомиться с первоисточниками, и сейчас работает над большой серией работ, рассказывающих о ключевых моментах жизни Иисуса Христа. Эти многодельные, развернутые в нескольких плоскостях скульптурные композиции хочется обходить кругом раз за разом, рассматривая каждую деталь, переживая эмоции каждого персонажа. Если бы скульптуры были большего размера, в них можно было бы войти в прямом смысле слова и почувствовать себя одним из участников изображенных событий.

Логическим продолжением этих композиций стала серия графических работ Матлиной под названием «Можем повторить?». Этот популярный в современном российском обществе хештэг художник использует нетривиально, призывая зрителя задуматься об истинных ценностях человеческой жизни; сравнить себя с Тем, по чьему образу и подобию он был сотворен, и спросить себя, готов ли он последовать по стопам Того, кто сумел победить низменное и даже саму смерть.

 

Хрупкость и изменчивость

Как скульптор Галина работает в основном с двумя материалами — деревом и гипсом. И оба этих материала кажутся символичным выбором. Дерево изменчиво. Даже многократно умело обработанное и превращенное в произведение искусства оно продолжает жить и реагировать на перемены в окружающей среде. Температурные колебания, излишняя влажность или сухость воздуха приводят к тому, что работы трескаются или из них начинает выделяться смола. Гипс, которому Матлина придает деликатные фактуры и интересно тонирует, так что на первый взгляд кажется, будто это камень, по своей сути материал хрупкий, колкий. Сделанные из него скульптуры требуют бережного обращения.

Как художник-график Матлина предпочитает бумагу, но при этом не работает с печатными техниками. Все ее рисунки существуют в единственном экземпляре.

Суть всех трех материалов, таким образом, как бы дополнительно подчеркивает хрупкость человека, который является сквозной темой всех произведений Галины Матлиной; двойственность его природы, в которой соединены и земное/телесное, и небесное/духовное.

 

 

Жанна Мозговая, фото автора

 

 

 

Галина Игоревна МАТЛИНА

петербургский скульптор, художник-график, реставратор

Родилась в 1962 году в Смоленске. Там же окончила художественную школу. В 1979-м переехала в Ленинград. В 1983-м окончила скульптурное отделение Ленинградского художественного училища имени В.А. Серова, получила распределение в объединение «Нежилой фонд» и до сих пор работает реставратором лепного декора (одна из работ — гербовые щиты на фасаде Витебского вокзала в Санкт-Петербурге). Также занимается педагогической деятельностью. С 1991- го — член Санкт-Петербургского союза художников.

 

Вернуться к списку новостей