Новости Отрадного

Счастливая семья — здоровое будущее

 

Как справиться с проблемой социального неблагополучия

Все мы живем в социуме, и каждому человеку важно, чтобы этот социум его принимал. Социальное неблагополучие — бич современного общества, ведь если человек пойдет по кривой дорожке, то может навредить не только себе, но и окружающим его людям, миру. Что делать, чтобы не столкнуться с такой проблемой? А если столкнулся — как ее устранить? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы обратились к педагогу-психологу Кировского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Наталье Александровне Комаровой.

 

Наталья Александровна, расскажите, пожалуйста, как давно вы работаете в сфере педагогики.

— Мой стаж работы в системе образования Кировского района — тридцать пять лет. Двадцать семь из них я руковожу различными образовательными учреждениями по назначению Комитета образования. Десять лет была заведующей детским садом, два года — директором Кировской школы-интерната, пятнадцать лет — директором психолого-педагогического центра. Последние шесть лет работаю педагогом-психологом в этом же центре. Имею три диплома о высшем образовании по специальностям «учитель биологии и химии», «детский практический психолог», «психолог специального образования». В 1992 году была награждена знаком «Отличник народного просвещения».

Что такое социальное неблагополучие семьи?

— К сожалению, далеко не все семьи выполняют жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Именно такие семьи именуют неблагополучными. К данной категории обычно относят семьи с низким материальным достатком, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.). В социально неблагополучной семье нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего в семье нарушается психологический климат и… появляются трудные дети.

Каковы основные причины такого неблагополучия?

— К ним можно отнести алкогольную зависимость родителей, отсутствие одного из родителей (неполная семья); ситуации, когда родители не осознают свою ответственность перед ребенком, психологически не готовы к материнству или отцовству, имеют психические особенности или являются выходцами из неблагополучных семей.

Получается, что все проблемы от родителей... А бывает, что ребенок начинает вести асоциальный образ жизни, несмотря на то, что с родителями всё в порядке?

— Иногда так может казаться со стороны. Однако, когда начинаешь проводить анализ, выясняется, что корни нарушения детско-родительских отношений у сегодняшних родителей произрастают из семьи, в которой воспитывались они сами. В сознании каждого человека есть образ семьи, который сформировался у него еще в раннем детстве. Создавая самую главную ячейку общества, каждый из нас осознано или бессознательно переносит в собственную семью воспитательные принципы и правила, к которым нас приучили наши родители. Если воспитание в семье строилось на принципах любви, взаимопонимания, доверия, заботы, поддержки и трудолюбия, то происходило гармоничное формирование и развитие личности ребенка. Из таких детей получаются взрослые, способные любить, сопереживать, радоваться жизни, быть целеустремленными, самостоятельными, ответственными, умеющие добиваться поставленных задач. К сожалению, сегодня многие родители видят свою главную функцию в создании материальных благ для детей. И, если с материальной точки зрения всё прекрасно, создается иллюзия семейного благополучия. Однако именно в таких семьях детям часто не хватает любви, внимания и доверительного общения, которые наполняли бы их жизнь верой в то, что родители их любят и поддерживают.

А у мам и пап не хватает на это времени?

— Да, но, разумеется, это происходит не из-за того, что они плохие люди. Просто взрослые делают акцент на карьере и зарабатывании денег для блага семьи. На эмоциональные контакты и доверительные беседы ни сил, ни времени уже не остается. В итоге ребенок оказывается в одиночестве. Поэтому многие дети углубляются в виртуальный мир, сидят в соцсетях. Там же их ждут не только прекрасные вещи, но и немало разного рода негатива. Некоторые ребята слишком рано открывают для себя то, о чем им знать еще не желательно. Когда же семья дружная, в ней царствуют любовь и поддержка, у ребенка создается чувство безопасности. Если родители понимают ребенка, сочувствуют ему, помогают разбираться со сложностями, тогда в жизни ребенка происходит меньше неприятных событий и это помогает ему быть более уверенным в себе, испытывать радость от того, что у него есть надежный тыл — его семья.

К чему может привести воспитание в социально неблагополучной семье?

— В таких семьях наблюдаются различные проявления жестокого обращения с детьми, применение физического и психологического насилия. В результате подростки убегают из дома, рано приобщаются к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, совершают правонарушения. Некоторые ребята приобретают суицидальные наклонности. Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество сирот при живых родителях (родители оставляют детей на воспитание дедушкам и бабушкам, отказываются от содержания, воспитания и обучения детей); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, существуют в антисанитарных условиях, не работают).

Воспитание зависит только лишь от родителей или окружение тоже имеет значение?

— Семья, безусловно, играет основную роль в воспитании детей и формировании их как личностей. Однако многие дети с раннего возраста посещают детские сады, где получают правильное воспитание и возможности для развития, а их семьи — психолого-педагогическое и социальное сопровождение. То же происходит и в школе. Если на жизненном пути ребенка, подростка из неблагополучной семьи встречаются чуткие, понимающие и поддерживающие его люди (например, педагог или тренер), способные ввести его в коллектив, поднять ему самооценку, ребенок начинает верить в себя и может принять решение никогда не делать так, как его родители. Именно такие неравнодушные люди могут стать авторитетами для трудных подростков, направить их в нужное жизненное русло, помочь вырасти достойными членами общества.

Как вы считаете, есть тенденция увеличения количества трудных детей и подростков?

— Если говорить о тех семьях, которые проходят через нашу комиссию, то количество детей, имеющих ограниченные возможности, стало больше. Мы стараемся выявлять проблемы в раннем возрасте и помогать таким детям по максимуму.

Как можно решить проблему социального неблагополучия?

— Основная проблема неблагополучных семей — социальная дезадаптация, то есть нарушение процесса развития индивида, его социализации, неспособность или невозможность приспосабливаться к условиям и требованиям окружения. У семей, оказавшихся в социально опасном положении, разный потенциал для решения проблем. Одним достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другие обладают скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, недостаточными для выхода из сложившейся ситуации. Таким семьям необходимы психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение и контроль за происходящим в целом. Этими вопросами в Кировском районе занимается Комитет по социальной защите населения.

Наш центр является образовательным учреждением с психолого-педагогической, медицинской и социальной направленностью. На базе центра работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей наших специалистов является оказание психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии и обучении, нарушениями в поведении. Как правило, такие дети проживают в социально неблагополучных семьях. Я как психолог провожу консультирование семей с дисгармоничным семейным воспитанием, даю рекомендации по коррекции детско-родительских отношений. По ходатайствам комиссии по делам несовершеннолетних я как член КДН администрации города Кировска и человек, тесно взаимодействующий с КДН администрации города Отрадное, провожу консультации для детей с девиантным поведением и их родителей, поддерживаю взаимодействие с образовательными учреждениями Кировского района, даю рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей и детей со школьной и социальной дезадаптацией. В случаях тяжелых психоэмоциональных состояний и попыток суицида я рекомендую посетить врача-психиатра, клинического психолога, семейного психотерапевта в Ленинградском областном психоневрологическом диспансере, а также даю номера кризисного центра и горячей линии службы «Телефон доверия».

 

Телефон доверия для подростков: 8-800-2000-122

Служба кризисной психологической помощи ГКУЗЛО: 8-800-200-4703

 

Беседовал Николай Петров

 

 

Вернуться к списку новостей

Спрашивали? Отвечаем!

Ответы на вопросы, поступившие Губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко от жителей Ленинградской области в ходе прямой телефонной линии 21 апреля 2025 года

Лидеры села

Ленинградцев приглашают на Всероссийский конкурс молодых управленцев «Лидеры села»

Лучший по профессии

25 июня пройдет региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Овощевод»

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.