Как справиться с проблемой социального неблагополучия
Все мы живем в социуме, и каждому человеку важно, чтобы этот социум его принимал. Социальное неблагополучие — бич современного общества, ведь если человек пойдет по кривой дорожке, то может навредить не только себе, но и окружающим его людям, миру. Что делать, чтобы не столкнуться с такой проблемой? А если столкнулся — как ее устранить? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы обратились к педагогу-психологу Кировского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Наталье Александровне Комаровой.
— Наталья Александровна, расскажите, пожалуйста, как давно вы работаете в сфере педагогики.
— Мой стаж работы в системе образования Кировского района — тридцать пять лет. Двадцать семь из них я руковожу различными образовательными учреждениями по назначению Комитета образования. Десять лет была заведующей детским садом, два года — директором Кировской школы-интерната, пятнадцать лет — директором психолого-педагогического центра. Последние шесть лет работаю педагогом-психологом в этом же центре. Имею три диплома о высшем образовании по специальностям «учитель биологии и химии», «детский практический психолог», «психолог специального образования». В 1992 году была награждена знаком «Отличник народного просвещения».
— Что такое социальное неблагополучие семьи?
— К сожалению, далеко не все семьи выполняют жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Именно такие семьи именуют неблагополучными. К данной категории обычно относят семьи с низким материальным достатком, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.). В социально неблагополучной семье нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего в семье нарушается психологический климат и… появляются трудные дети.
— Каковы основные причины такого неблагополучия?
— К ним можно отнести алкогольную зависимость родителей, отсутствие одного из родителей (неполная семья); ситуации, когда родители не осознают свою ответственность перед ребенком, психологически не готовы к материнству или отцовству, имеют психические особенности или являются выходцами из неблагополучных семей.
— Получается, что все проблемы от родителей... А бывает, что ребенок начинает вести асоциальный образ жизни, несмотря на то, что с родителями всё в порядке?
— Иногда так может казаться со стороны. Однако, когда начинаешь проводить анализ, выясняется, что корни нарушения детско-родительских отношений у сегодняшних родителей произрастают из семьи, в которой воспитывались они сами. В сознании каждого человека есть образ семьи, который сформировался у него еще в раннем детстве. Создавая самую главную ячейку общества, каждый из нас осознано или бессознательно переносит в собственную семью воспитательные принципы и правила, к которым нас приучили наши родители. Если воспитание в семье строилось на принципах любви, взаимопонимания, доверия, заботы, поддержки и трудолюбия, то происходило гармоничное формирование и развитие личности ребенка. Из таких детей получаются взрослые, способные любить, сопереживать, радоваться жизни, быть целеустремленными, самостоятельными, ответственными, умеющие добиваться поставленных задач. К сожалению, сегодня многие родители видят свою главную функцию в создании материальных благ для детей. И, если с материальной точки зрения всё прекрасно, создается иллюзия семейного благополучия. Однако именно в таких семьях детям часто не хватает любви, внимания и доверительного общения, которые наполняли бы их жизнь верой в то, что родители их любят и поддерживают.
— А у мам и пап не хватает на это времени?
— Да, но, разумеется, это происходит не из-за того, что они плохие люди. Просто взрослые делают акцент на карьере и зарабатывании денег для блага семьи. На эмоциональные контакты и доверительные беседы ни сил, ни времени уже не остается. В итоге ребенок оказывается в одиночестве. Поэтому многие дети углубляются в виртуальный мир, сидят в соцсетях. Там же их ждут не только прекрасные вещи, но и немало разного рода негатива. Некоторые ребята слишком рано открывают для себя то, о чем им знать еще не желательно. Когда же семья дружная, в ней царствуют любовь и поддержка, у ребенка создается чувство безопасности. Если родители понимают ребенка, сочувствуют ему, помогают разбираться со сложностями, тогда в жизни ребенка происходит меньше неприятных событий и это помогает ему быть более уверенным в себе, испытывать радость от того, что у него есть надежный тыл — его семья.
— К чему может привести воспитание в социально неблагополучной семье?
— В таких семьях наблюдаются различные проявления жестокого обращения с детьми, применение физического и психологического насилия. В результате подростки убегают из дома, рано приобщаются к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, совершают правонарушения. Некоторые ребята приобретают суицидальные наклонности. Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество сирот при живых родителях (родители оставляют детей на воспитание дедушкам и бабушкам, отказываются от содержания, воспитания и обучения детей); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, существуют в антисанитарных условиях, не работают).
— Воспитание зависит только лишь от родителей или окружение тоже имеет значение?
— Семья, безусловно, играет основную роль в воспитании детей и формировании их как личностей. Однако многие дети с раннего возраста посещают детские сады, где получают правильное воспитание и возможности для развития, а их семьи — психолого-педагогическое и социальное сопровождение. То же происходит и в школе. Если на жизненном пути ребенка, подростка из неблагополучной семьи встречаются чуткие, понимающие и поддерживающие его люди (например, педагог или тренер), способные ввести его в коллектив, поднять ему самооценку, ребенок начинает верить в себя и может принять решение никогда не делать так, как его родители. Именно такие неравнодушные люди могут стать авторитетами для трудных подростков, направить их в нужное жизненное русло, помочь вырасти достойными членами общества.
— Как вы считаете, есть тенденция увеличения количества трудных детей и подростков?
— Если говорить о тех семьях, которые проходят через нашу комиссию, то количество детей, имеющих ограниченные возможности, стало больше. Мы стараемся выявлять проблемы в раннем возрасте и помогать таким детям по максимуму.
— Как можно решить проблему социального неблагополучия?
— Основная проблема неблагополучных семей — социальная дезадаптация, то есть нарушение процесса развития индивида, его социализации, неспособность или невозможность приспосабливаться к условиям и требованиям окружения. У семей, оказавшихся в социально опасном положении, разный потенциал для решения проблем. Одним достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другие обладают скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, недостаточными для выхода из сложившейся ситуации. Таким семьям необходимы психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение и контроль за происходящим в целом. Этими вопросами в Кировском районе занимается Комитет по социальной защите населения.
Наш центр является образовательным учреждением с психолого-педагогической, медицинской и социальной направленностью. На базе центра работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей наших специалистов является оказание психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии и обучении, нарушениями в поведении. Как правило, такие дети проживают в социально неблагополучных семьях. Я как психолог провожу консультирование семей с дисгармоничным семейным воспитанием, даю рекомендации по коррекции детско-родительских отношений. По ходатайствам комиссии по делам несовершеннолетних я как член КДН администрации города Кировска и человек, тесно взаимодействующий с КДН администрации города Отрадное, провожу консультации для детей с девиантным поведением и их родителей, поддерживаю взаимодействие с образовательными учреждениями Кировского района, даю рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей и детей со школьной и социальной дезадаптацией. В случаях тяжелых психоэмоциональных состояний и попыток суицида я рекомендую посетить врача-психиатра, клинического психолога, семейного психотерапевта в Ленинградском областном психоневрологическом диспансере, а также даю номера кризисного центра и горячей линии службы «Телефон доверия».
Телефон доверия для подростков: 8-800-2000-122
Служба кризисной психологической помощи ГКУЗЛО: 8-800-200-4703
Беседовал Николай Петров