Новости Отрадного

День памяти и скорби


К июню 1941 года Вторая мировая война, в которую уже было втянуто почти три десятка государств, вплотную подошла к границам Советского Союза. На Западе не оказалось сил, которые смогли бы остановить армию нацистской Германии, оккупировавшую к тому времени территории двенадцати европейских стран. Очередной военно-политической, главной по своему значению целью Германии стал разгром СССР.


В соответствии с планом «Барбаросса» у границ Советского Союза была развернута армада отборных, хорошо обученных и вооруженных войск. Закончив сосредоточение войск, Германия рано утром 22 июня без объявления войны обрушила на нашу страну шквал огня и металла. Германский генеральный штаб делал ставку на сокрушающую мощь внезапного первого удара, стремительность броска концентрированных сил авиации, танков и пехоты к жизненно важным политическим и экономическим центрам страны и рассчитывал завершить операцию к зиме 1941-го. Но вышло иначе: народы СССР боролись долгих 1418 дней и ночей и, в конце концов, одержали победу. 

Вторжение на советскую территорию


В то время как на востоке занимался рассвет 22 июня 1941 года, на западной границе Советского Союза еще продолжалась самая короткая в году ночь, и никто не мог даже предположить, что этот день явится началом кровопролитной войны, которая продлится долгих четыре года. 
Накануне нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов пригласил германского посла Шуленбурга и заявил ему, что Германия без всякого на то основания с каждым днем ухудшает отношения с СССР. Несмотря на неоднократные протесты советской стороны, немецкие самолеты продолжают вторгаться в ее воздушное пространство. Ходят упорные слухи о предстоящей войне. У советского правительства есть все основания верить им. Шуленбург пообещал сообщить о выслушанных им претензиях своему правительству, однако это была лишь дипломатическая отговорка — штабы групп немецких армий, сосредоточенных на границе с СССР, уже получили условный сигнал «Дортмунд», что означало начать вторжение.
С наступлением сумерек 21 июня начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову позвонил начальник штаба Киевского особого военного округа генерал М.А. Пуркаев и сообщил о немецком перебежчике, который рассказал, что на рассвете следующего дня германская армия начнет войну против СССР. Жуков немедленно доложил об этом И.В. Сталину и наркому обороны маршалу С.К. Тимошенко. Поздно вечером была получена шифровка от одного из резидентов советской разведки, которая подтвердила слова перебежчика. Тогда в западные приграничные округа: Ленинградский, Прибалтийский, Западный, Киевский и Одесский — была разослана директива №1 о приведении войск в боевую готовность с приказом ни в коем случае не поддаваться на возможные провокации. В ночь на 22 июня следовало скрытно занять на границе укрепленные районы, к рассвету рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию и замаскировать ее, войска держать рассредоточено, противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава, а города и объекты подготовить к затемнению. 
До армий, корпусов и дивизий указанных округов документ дошел только к часу ночи, а уже 3:15 по московскому времени тысячи орудий и минометов германской армии открыли огонь по пограничным заставам и расположению советских войск, самолеты устремились на бомбардировку важных объектов и городов в приграничной полосе от Баренцева до Черного моря. Чтобы достичь внезапности, бомбардировщики перелетели советскую границу на всех участках одновременно. Первые удары пришлись по местам базирования советских самолетов новейших типов, пунктам управления, портам, складам и железнодорожным узлам. Массированные воздушные удары врага сорвали организованный выход первого эшелона приграничных округов к государственной границе. Сосредоточенная на постоянных аэродромах авиация понесла невосполнимые потери: за первый день войны было уничтожено 1200 советских самолетов, большая их часть даже не успела подняться в воздух. Однако, вопреки этому, за первые сутки советскими ВВС было совершено почти 6000 вылетов и уничтожено в воздушных боях свыше 200 немецких самолетов.
Первые сообщения о вторжении германских войск на советскую территорию поступили в Генеральный штаб РККА от пограничников, около четырех утра Г.К. Жуков доложил о случившемся И.В. Сталину, а Генштаб — в штабы военных округов, армий и соединений. На совещание были срочно созваны высшие военные, партийные и государственные деятели. В 5:45 в кабинет к Сталину прибыли С.К. Тимошенко, Г.К. Жуков, В.М. Молотов, Л.П. Берия и Л.З. Мехлис. Утром того же дня первый заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР Н.А. Вознесенский, собрав наркомов, ответственных за основные отрасли промышленности, отдал распоряжения, предусмотренные мобилизационными планами. Тогда никто и мысли не допускал, что очень скоро придется эвакуировать промышленные предприятия на восток и заново воссоздавать там военную индустрию.
Большинство населения узнало о начале войны по радио из выступления Молотова. Неожиданная весть глубоко потрясла людей и нарушила обычное течение жизни. По указанию советских и партийных органов на предприятиях, в учреждениях, колхозах проводились митинги и собрания. Выступавшие осуждали нападение Германии на СССР и выражали готовность стать на защиту Отечества. Многие тут же подавали заявления о добровольном зачислении их в армию и просили немедленно отправить на фронт.

Немецкий просчёт

Военно-политическое руководство Германии не скрывало своих ожиданий относительно близкой победы. 4 июля А.Гитлер, опьяненный первыми успехами на фронте, заявил: «Я всё время стараюсь поставить себя в положение противника. Войну он уже практически проиграл. Хорошо, что мы разгромили танковые и военно-воздушные силы русских в самом начале. Они не смогут их восстановить». Еще через несколько дней начальник генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал Ф.Гальдер написал в своем дневнике: «Не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение четырнадцати дней».
Однако немцы жестоко просчитались. Уже 30 июля в ходе кровопролитного сражения за Смоленск советские воины сорвали планы германского командования на блицкриг в России, а самая мощная группировка армий «Центр» была вынуждена перейти к обороне, отложив безостановочное наступление на Москву более чем на два месяца. И тот же Гальдер был вынужден признать: «Стало совершенно очевидным, что способ ведения боевых действий и боевой дух противника, равно как и географические условия данной страны, совсем не похожи на те, с которыми немцы встретились в предыдущих молниеносных войнах, приведших к успехам, изумившим мир».

 
Однако для перелома в войне нашей стране предстояло еще восполнить понесенные потери, перестроить промышленность и сельское хозяйство на военный лад. Для этого нужно было время и колоссальное напряжение сил всех народов Советского Союза. Люди несколько лет жили, боролись, трудились, погибали, чтобы остановить врага и не дать себя поработить. Результатом этого массового подвига стала Победа, одержанная над ненавистным врагом в мае 1945-го.

 

Анатолий Дроздов по материалам сайта Министерства обороны РФ

Вернуться к списку новостей