Новости Отрадного

Уходящая натура

До 14 декабря в Санкт-Петербургском союзе художников (Большая Морская ул., 38) открыта вторая выставка художественно-просветительского проекта «Преображение: искусство как способ возродить утраченное», посвященного разрушенным или находящимся на грани уничтожения памятникам архитектуры ленинградской земли. В этот раз в проекте участвует почти полсотни живописцев, графиков, скульпторов, реставраторов и мастеров декоративно-прикладного искусства из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Курска, Китая... Есть и авторы из Отрадного.

 

«ТИТАНИК» КУЛЬТУРЫ ПРОШЛОГО

В профессиональном языке кинематографистов есть термин «уходящая натура». Так называют то, над чем властно быстротекущее время: последний закатный луч, тающий по весне снег, опадающая листва… Однако словосочетание оказалось настолько метким, что переросло сферу кино, и теперь уходящей натурой называют явления общественной, политической, культурной жизни, которые в силу разных причин остались в прошлом или безвозвратно исчезают. К сожалению, одним из примеров этого являются дворянские усадьбы XVIII — XIX веков, настоящий феномен «золотого века» русской культуры. На ленинградской земле немало таких архитектурных памятников, но большинство из них, увы, стали игрушками времени и заложниками истории с ее политическими и экономическими перипетиями и уже почти или полностью пришли в негодность либо продолжают разрушаться прямо у нас на глазах. 

Немногочисленные краеведы пытаются донести, что история — это не скучные параграфы в учебниках, не пыльные тома на полках библиотек, не короба с никем не востребованными документами в архивах, не фотоальбомы с давно позабытыми лицами на чердаках заброшенных домов. Это жизнь, опыт и уроки судьбы тех, кто был до нас. Кто дышал, ел, пил, одевался по моде, получал образование, любил, боролся за свои идеалы, дружил, был счастлив или глубоко несчастен, переживал минуты славы или трагедии, стремился оставить что-то после себя… Стоит лишь однажды взглянуть в глубь веков с этой точки зрения — и вы уже никогда не предпочтете художественный роман мемуарам, потому что океан истории задышит перед вами и вы увидите живые лица, услышите голоса, почувствуете запахи. Помните, как в конце фильма «Титаник» Дж.Кэмерона, когда руины поглощенного водами Атлантики корабля средствами кинематографа и фантазии режиссера оживают, восстанавливаются, наполняются красками, музыкой и вновь молодыми пассажирами, за чьей печальной судьбой зрители следили последние пару часов? Именно с такими целями год назад был создан проект «Преображение», чтобы силами изобразительного искусства и воображения художников вернуть к жизни полностью или частично утраченные памятники архитектуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

О.Симонова. Дворец Бельведер в Луговом парке в Петергофе, памятник архитектуры в неогреческом стиле. Бумага, акварель

 

ОЖИВЛЯЯ ИСТОРИЮ

Почему проект «Преображение» посвящен именно памятникам архитектуры ленинградской земли? Потому что царь Пётр I пришел сюда ради великих целей, он изначально строил Петербург как столицу и создавал в этом городе и его окрестностях оплот новой русской культуры, которая стала основой для множества достижений в науке, искусстве, строительстве и других сферах, которыми мы гордимся по сей день. С тех пор минуло чуть больше трех сотен лет. На нашей земле произошло три революции, по ней пронеслась гражданская война, она пережила страшные дни блокады и оккупации во время Великой Отечественной, но продолжает сохранять дух трех империй: римской, российской и советской. Мы видим напоминания о них вокруг себя, в разных районах Петербурга и Ленинградской области. Каждая из пронесшихся над этой землей эпох, каждая из разразившихся бурь повлияла на облик Северной столицы и городов Ленобласти и в архитектурном, и в культурно-эстетическом плане. Не все архитектурные и скульптурные памятники сохранили свой первоначальный облик, некоторые полуразрушены и заброшены. Но люди с воображением: художники, скульпторы, дизайнеры, реставраторы, краеведы, музыканты — всесильны. Они способны возвращать к жизни прошлое и формировать будущее, а искусство — способ это зафиксировать.

Е.Дмитриева. Музыка старого особняка. Дом-усадьба П.Демидова в переулке Гривцова в Петербурге. Холст, масло


Г.Зинова. Розовый павильон в Луговом парке в Петергофе. Южный фасад. Холст, масло

Проект «Преображение» был придуман для того, чтобы в стенах, дворах и парках видоизмененных, заброшенных и даже утраченных домов и усадеб вновь закипела жизнь! Благодаря работам художников там день сменяется ночью, светит солнце и дует ветер, идет дождь или снег, падают листья или цветут цветы, по рекам и каналам ходят суда разных эпох, а люди, одетые по моде разных лет, трудятся, гуляют в садах, общаются друг с другом — живут. Благодаря усилиям реставраторов, словно фениксы, восстают из небытия экстерьеры и интерьеры давно не виденных нами зданий. Благодаря поискам краеведов люди, населявшие город и пригороды, обретают имена, профессии и вполне конкретные черты. Благодаря интересу музыкантов улицы, парки и залы наполняются давно не слышанными нами мелодиями. Получается, что проект «Преображение» — это спектакль, поставленный в исторических декорациях, и существующих, и возращенных к жизни силой искусства.

 

А.Рец. Церковь Живоначальной Троицы в усадьбе Марьино в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области, усыпальница князей Голицыных, и владелица усадьбы С.Строганова. Холст, масло

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Для написания «сценария» такого «спектакля», конечно же, требуется огромная подготовительная и исследовательская работа. Чтобы вторая выставка проекта «Преображение» состоялась, его куратор Ольга Маркелова и художники-участники трудились целый год: работали в библиотеках, посещали экскурсии, ездили на пленэры, изучали архивные материалы… Это важный просветительский смысл проекта: узнав, как выглядели те или иные достопамятные места и с какими событиями они связаны, художники своими работами как бы составляют своеобразный путеводитель по утраченным дворцам, особнякам, усадьбам, храмам и паркам Петербурга и Ленинградской области.

Е.Ратникова. Усадьба купца А. Елисеева в деревне Белогорке (ныне в поселке Сиверском под Гатчиной), образец усадебного строительства эпохи модерна. Холст, масло

Среди участников выставки — Анатолий Анненков, Вера Белых, Лариса Боева, Василиса Брилинская, Марина Быкова, Анна Вербина, Елена Ветлугина, Надежда Горинская, Валерия Грошева, Анна Гуречкина, Екатерина Дмитриева, Ирина Ефимова, Анна Заричная, Гульзия Зинова, Ольга Зуева, Людмила Иванова, Ольга Ивлева, Юлия Колосовская, Анна Коршунова, Елена Кострова, Снежана Кротова, Галина Матлина, Мария Микулёнок, Наталья Михайлова, Анна Новодворская, Алёна Овчинникова, Сюн Пейхань, Сергей Попов, Светлана Прокошева, Ирина Радченко, Людмила Радченко, Елена Ратникова, Антонина Рец, Ирина Руденко, Оксана Симонова, Александр Смирнов, Светлана Смирнова, Анна Смирнова, Владимир Тарлыков, Ирина Торгман, Жамиля Хайруллина, Ирина Халбаева, Евгения Чульвина, Ольга Щербакова и Анжелика Яицкая. 

 

А.Новодворская. От духовного к реальному. Собор во имя Святой Живоначальной Троицы в Стрельне. Бумага, пастель

ТЕПЛО РУК НАШИХ ПРЕДКОВ

Некоторые из перечисленных авторов много лет занимаются не только художественным творчеством, но и трудятся в сфере реставрации, восстанавливая утраченный декор особняков, спасая разрушающуюся городскую скульптуру или возрождая утраченные храмы. Они знают историю не понаслышке, а буквально на ощупь. Их взгляд на город и детали архитектуры особенный, в чем-то даже материнский и очень глубокий, прочувствованный. 

Среди таких представленных на выставке работ особое место занимает серия скульптур Галины Матлиной «Петербург: «Я еще не хочу умирать!», сделанных специально для проекта «Преображение». Автор, словно следуя за «Медным всадником» А.Пушкина, оживила не историю, а сами памятники, которые сосуществуют в городском пространстве вместе с нами, людьми. Г.Матлина обращает внимание на то, что дома без лепного декора — это просто кирпичные коробки, улицы и набережные без монументальных памятников — лишь проезды, а сады и скверы без декоративной скульптуры — обычные зеленые насаждения. И это — важное дополнение к просветительской миссии проекта «Преображение». Есть что-то, что уже умерло, утрачено, и художники пытаются это возродить с помощью воображения. Но есть ведь и то, что еще не погибло, но близко к тому. 

  А.Заричная. Рождествено — музей-усадьба В.Набокова. Часть диптиха. Смешанная техника

 

Почему в наши дни, в век высоких технологий и искусственного интеллекта, на ленинградской земле всё еще можно встретить полуразрушенные творения великих архитекторов XVIII–XIX веков, которые привлекают лишь одиноких туристов, любящих побродить среди развалин? Всё то, что составляет материальное культурное наследие, в прямом смысле слова передано нам предками из рук в руки, ведь памятники, созданные теми, кто жил до нас, часто хранят следы их ладоней или пальцев (например, на лепном декоре). Если сейчас не беречь, не консервировать, не прилагать усилий к сохранению этого культурного наследия, мы утратим не просто архитектурные сооружения, мы лишимся тепла рук наших предшественников и потеряем связь времен. 

Вот почему проект «Преображение» уже второй год собирает так много заинтересованных авторов, жаждущих языком искусства разбудить души сограждан, открыть умы и сердца и объединить их для сохранения истории и живой нити между поколениями.


Жанна Мозговая

 

Узнать больше о проекте «Преображение»

 

 

Вернуться к списку новостей

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.