Новости Отрадного

Заклевательское отношение,

или Правдивая история одной школьной травли

Многие читали повесть В.Железникова «Чучело» или смотрели фильм по этой истории. Героиня, Лена Бессольцева, берет на себя вину друга в надежде, что тот сознается, ошибается в нем и становится объектом насмешек одноклассников. Травля не сломила и не озлобила ее, но в реальном мире бывает по-разному, ведь и современные ребята нередко сталкиваются с жестокостью со стороны сверстников.

Жертва конфликта
Ольга Р. (имя изменено) всегда была отличницей, скромной девочкой из хорошей семьи. У нее не возникало проблем с учебой или одноклассниками, пока Оля не перешла в восьмой класс.
«Моя мама была учителем русского языка и литературы в школе, где я обучалась. Однако в нашем классе эти предметы вела другая учительница, у которой с моей мамой возник конфликт. Кажется, мама поставила плохую отметку ее дочери, и та посчитала, что это было несправедливо. Из-за этой ситуации всё и началось», — вспоминает Ольга.
В те времена после восьмого класса школьники сдавали выпускные экзамены, по русскому языку писали сочинение. Оля, будучи дочерью преподавателя русского языка и литературы, умела грамотно излагать свои мысли и с написанием сочинений трудностей у нее не возникало.
«Помню, мы начали готовиться к выпускному экзамену по русскому языку. Сначала писали сочинение дома, потом в классе. Учительница предложила несколько тем, из которых я выбрала ту, которая оказалась мне ближе. Пока мы писали, я заметила, как пристально учительница следила за мной, хотя я просто сидела и писала так, как меня учила этому мама. Сочинение было успешно написано и сдано. Но на следующем уроке учительница вызвала меня к доске, заставила вслух прочесть мое сочинение перед всем классом и заявила: «Это прекрасное сочинение, но его написала не ты, а твоя мама», — рассказывает Ольга.
Сложно передать эмоции, которые в тот момент испытала школьница. Придя домой, она рассказала обо всем матери, на что та ответила, что ничего страшного не произошло, а папе и вовсе рассказывать не стала.

Изгой в классе
После этого случая отношение к Ольге Р. со стороны одноклассников заметно изменилось. «Одна из одноклассниц, которая была отличницей, заявила во всеуслышание, что я списываю сочинения в то время, как все ребята готовят их сами, и они всем классом решили объявить мне бойкот. Подруга, с которой мы сидели за одной партой, тут же отсела от меня. Мальчик, который мне нравился, тоже предал меня», — рассказывает Ольга.
Ребята полагали, что девушке проще учиться, ведь ее мама, педагог, заранее знает обо всех контрольных работах и помогает дочери. С пренебрежением к школьнице стали относиться даже учителя. Это продолжалось несколько месяцев, а кульминацией стал неприятный случай. После уроков Оля стала собираться домой и вошла в раздевалку, чтобы забрать свою куртку. То, что она там увидела, потрясло ее: ее красная курточка лежала на полу, затоптанная грязными ногами.
«Я не заплакала, лишь подняла куртку и направилась к маме. Рассказала ей о случившемся, надеясь на поддержку. Однако мама заявила, что я сама во всем виновата, и сказала, чтобы я разбиралась в своих проблемах сама. Более того, она отругала меня за испорченную куртку! — рассказывает Ольга. — Окажись на моем месте другая девочка, она могла сделать с собой что угодно лишь потому, что ее в такой момент никто не поддержал. И в нашей школе бывали случаи, когда дети, ставшие объектами насмешек со стороны одноклассников, пытались покончить жизнь самоубийством, потому что их родители пустили ситуацию на самотек».
Но Ольга Р. оказалась мужественней. Она старалась отвлечься на другие полезные дела: посещала кружки и дополнительные занятия. Поддерживала девушку и мысль о том, что родители планируют переехать в другой город.
«Перед отъездом я позвонила подруге, которая отвернулась от меня в сложный момент. Сообщила, что уезжаю, и попросила передать ребятам, что меня больше не будет в их классе, пусть вздохнут с облегчением. Подруга заплакала и стала просить у меня прощения, заявляя, что на самом деле они всегда хорошо ко мне относились», — вспоминает Ольга.

Плохое позади
Затем был долгожданный переезд. Ольга до сих пор помнит первое утро на новом месте: на дворе стоял февраль, девушка распахнула окно и вдохнула полной грудью свежий воздух — плохое было позади.
В новом городе мама Оли без труда нашла новое место работы — опытного педагога без особых раздумий взяли в школу. Туда же она определила и дочь, хотя та долго сопротивлялась, вспоминая, как непросто ей было учиться в заведении, где преподавала ее мать. Ольга согласилась, поставив условие: в школе никто не должен знать, что они мать и дочь.
«Мама в течение двух с половиной лет никому не говорила, что я ее дочь. Мы пересекались в коридорах и… просто проходили друг мимо друга. В городе нам тоже удавалось сохранять тайну. Вероятно, поэтому ко мне относились спокойно. А на выпускном все, в том числе учителя, были сильно удивлены, что моя мама работает в нашей школе», — рассказывает Ольга.
Новый класс, в который попала девушка, оказался дружным и сплоченным. Походы, конкурсы, совместное времяпрепровождение были неотъемлемой частью жизни школьного коллектива.

Печальный опыт
Уже имея печальный опыт жертвы буллинга, поступив в вуз и оказавшись в новом коллективе, Ольга всегда оставалась начеку.
«Наша группа в университете оказалась практически такой же, как в той школе, где топтали мою куртку. А я была забитой, замкнутой девочкой. Такой серой мышкой. Словно зашуганный зверек. Я не влезала ни в какие компании, просто училась, понимая, что мне нужен диплом», — вспоминает Ольга.
Когда девушка познакомилась со своим будущим мужем, на первом свидании он пригласил ее в кинотеатр на фильм «Чучело».
«Я смотрела этот фильм, я понимала, что в нем отражена моя история. Только в фильме платье героини сожгли, а мне — куртку затоптали. Был там и мальчик, который предал Лену. И класс был показан именно таким, каким был наш. Выходя из кинотеатра, я рыдала. Мой будущий супруг не мог понять, в чем дело, и я рассказала ему свою историю — она просто ужаснула его», — вспоминает Ольга.
Повзрослев, Ольга Р. попыталась выяснить у мамы, понимала ли та, что происходит. Но мать не захотела вспоминать о том периоде жизни, будто его и не было.

На чужих ошибках
Конечно, Ольга уже давно простила своих обидчиков, однако ситуация из детства сильно повлияла на ее дальнейшую жизнь. Ольга осторожна в общении с незнакомыми людьми, не открывается им, не впускает в личное пространство. У нее всего три-четыре подруги, которым она доверяет, и эти люди проверены годами, сложными ситуациями и поступками. Когда у Ольги появились дети, она дала себе зарок — никогда не повторять ошибок своей матери. Она относилась к ним как к личностям и все конфликтные ситуации решала с помощью диалога.
«Я всегда наблюдала, чем живут мои дети, с кем дружат. Со старшим сыном всегда были доверительные отношения, мы могли беседовать на любые темы. Сейчас он и сам стал отцом. С младшим сыном однажды произошла неприятная ситуация: он учился в Санкт-Петербурге и какие-то хулиганы в метро отняли у него телефон. Моя мама отругала бы меня за случившееся, я же спокойно сказала: «Не беспокойся! Ничего страшного, что отобрали телефон. Возможно, им он нужнее. Купим тебе новый!» — рассказывает Ольга.
Ольга Р. советует родителям внимательнее относиться к детям. Если ребенок пришел с проблемой или вы сами видите, что что-то не так, попробуйте выяснить, что случилось, и поддержите свою кровинушку.

Елена Алексеева
Картинка: Фотобанк polinka.top


Полезная информация

Буллинг. Что важно знать?
• Ребенок должен знать, что буллинг существует и он не проходит без последствий для всех участников конфликта, что жертвой агрессора может стать любой человек, что обратиться за помощью не стыдно, что, если проблему не замечать, она может закончиться катастрофой — от колумбайна до суицида.
• Если ребенок не хочет или не может поделиться проблемой с родителями, то он может рассказать о происходящем другому взрослому: классному руководителю, любому из учителей, тренеру, социальному педагогу, который есть в каждой школе.
• Если ребенок не хочет раскрывать свою личность, о помощи можно попросить анонимно. Нужно лишь позвонить по телефону доверия в полиции или написать в чат одного из круглосуточных сервисов бесплатной психологической помощи.
• Ребенок должен знать: если он является не жертвой, а наблюдателем, это не повод молчать. Следует рассказать о такой ситуации взрослым. Это не ябедничание, это борьба с социальным злом. Дети могут опасаться или агрессор может им угрожать, что в случае вмешательства они тоже станут жертвами. Однако не следует бояться и по этой причине оставаться в стороне, так проблема только умножится. Необходимо не только вступиться за жертву, но и привлечь к разрешению конфликта взрослых.
• Ответственный взрослый должен провести с детьми беседу об этических и других аспектах поведения и установить в коллективе такие правила, чтобы каждый чувствовал себя в безопасности.

Что нельзя делать?
• Взрослым ни в коем случае нельзя ждать, что ситуация разрешится сама собой; обвинять жертву травли в том, что ее травят; самим выяснять отношения с обидчиками; отправлять ребенка самостоятельно разбираться с его проблемами, предлагая не бояться, дать сдачи или научиться разрешать конфликты.
• Если агрессором является ваш ребенок, надо попытаться выяснить, почему он так себя ведет, и помочь ребенку извиниться и исправить ситуацию. Не следует недооценивать серьезность происходящего, если вы не хотите оказаться в ситуации, когда вашему ребенку и вам самим придется предстать перед законом.

Получить больше советов на тему борьбы с буллингом: https://protradnoe.ru/news?id=20178

Вернуться к списку новостей