Практически ежедневно в МФЦ обращаются заявители, подвергшиеся атаке мошенников. Многие приходят с просьбой помочь вернуть потери, которые они понесли от общения с злоумышленниками. К сожалению, такую помощь МФЦ оказать не может, зато вправе обеспечить некоторые позиции безопасности гражданина по его заявлению. Например: оформить запрет на действия с недвижимостью собственника без его личной явки, установить самозапрет на оформление кредитов и заключение договоров с операторами мобильной связи. В случае произошедшего контакта с мошенниками, в результате которого был взломан аккаунт на госуслугах, МФЦ может помочь гражданину восстановить доступ в его «Личный кабинет».
Казалось бы сегодня, имея неограниченный доступ к информации, каждый человек может обезопасить себя от действия мошенников. Газеты, радио, телевидение, соцсети — все в один голос кричат: «Не отвечайте на незнакомые звонки», «Не сообщайте никому пароль от «Личного кабинета», «Не сообщайте коды из СМС», особенно если вам звонят якобы из банка, налоговой инспекции, управляющей компании, поликлиники, от интернет-провайдера и так далее, эти структуры никогда не звонят абонентам. Можете быть уверенны: к вам в дверь стучатся мошенники. Если же к вам обратились якобы знакомые или родственники, лучше перепроверьте информацию. Можно пообещать перезвонить через минуту и связаться с человеком, от которого якобы поступил звонок.
МОШЕННИКИ В ВАШЕМ «ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ»
Получив доступ к вашему «личному кабинету» на сайте Госуслуг, злоумышленники выгрузят себе все ваши персональные данные, сведения о вашей недвижимости, о ваших доходах и социальном статусе. С этими данными они могут разослать от вашего имени запросы на кредиты в микрозаймовые организации. Если сразу им не удастся оформить кредит на ваше имя, то вам последует новый звонок, например, из службы безопасности банка, технической поддержки портала Госуслуг или из Следственного комитета. Основная задача мошенников в этот момент запугать вас и вынудить оформить крупный кредит в банке с дальнейшей передачей его посреднику. Вариантов и применяемых сценариев шантажа очень много. В последнее время целью мошенников на первом этапе обмана является именно создание у жертвы впечатления якобы уже свершившегося взлома или какой-то потери, чтобы человек начал паниковать. После этого подключаются фейковые «благодетели» в виде поддельных следователей и тому подобных персонажей, которым жертва начинает доверять — вот тогда и происходит реальный обман. Если жертва догадалась об обмане, тогда мошенник применяет грубый шантаж с различными угрозами, вплоть до угрозы жизни близких.
НЕ ПОПАДИСЬ НА КРЮЧОК
Поэтому важно запомнить: не разговаривайте с незнакомцами, не переходите по подозрительным ссылкам, не сообщайте личных паролей и кодов, не бойтесь угроз неизвестных лиц, даже если они представляются генералами, просто кладите трубку. Если вы понимаете, что вам позвонил мошенник, не пытайтесь сами его обмануть или поиздеваться над ним — это может спровоцировать усиление атаки на вас, помните, что мошенник работает не один. Любое общение со злоумышленником — это то, чего он в первую очередь добивается.
Чаще всего жертвами мошенников становятся люди, испытывающие страх потерять деньги, доверчивые, недостаточно финансово грамотные и уязвимые группы населения, такие как пенсионеры и студенты, а также работающие женщины среднего возраста. Чтобы избежать потерь, уделяйте внимание своим близким, следите за их поведением и, если оно отличается от обычного, если ваш родной человек замкнулся, засуетился, необычно долго говорит с кем-то по телефону, зачем-то срочно ищет документы на квартиру или сберкнижку, есть причина вмешаться, в первую очередь, разорвать контакт с неизвестными и понять, что происходит.
Важно оставаться начеку 24 часа в сутки, без спешки и испуга реагировать на ситуации. Например, длительное время мошенниками используется сценарий обмана с фейковым «ремонтом домофона и заменой ключей от него». Мошенники пока не отказываются от этого сценария, потому что жертвы продолжают в это верить и сообщают преступнику свои данные и коды из СМС.
ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ
Если же мошенники получили доступ к вашему «личному кабинету» от Госуслуг, первое, что вам срочно нужно сделать — поменять пароль для входа в «личный кабинет». Сразу после восстановления доступа зайдите в раздел «Безопасность» — «Действия в системе» и «Мобильные приложения» и проверьте, с каких устройств и приложений были совершены входы в «личный кабинет» за последнее время. Если найдете подозрительную запись, нажмите «Выйти». Затем зайдите в раздел «Доверенности» и проверьте наличие оформленных вами доверенностей и согласий, подозрительные и ненужные — удалите. Если вы не можете самостоятельно восстановить доступ в «личный кабинет» на сайте Госуслуг, незамедлительно обратитесь в ближайший МФЦ. Также можно проверить свои мессенджеры на предмет активных сеансов на других устройствах, для этого нужно зайти в меню «Настройки» — «Устройства» или «Активные сессии» и нажать «Завершить все другие сеансы». Чтобы застраховать себя от дальнейших провокаций мошенников и возможного незаконного использования ваших персональных данных, обязательно обратитесь в полицию и сообщите о факте мошенничества в отношении вас.
ПОМОЩЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Юридическую помощь жертвы мошенников могут получить в Центре правовой помощи гражданам в цифровой среде при ФГУП «ГРЧЦ». Отделение его есть и в Санкт-Петербурге: Конногвардейский бульвар, д. 21, тел. 8 (812) 318-24-62. Юристы этого центра бесплатно подготовят обращения в государственные, правоохранительные органы, иски в суд и примут непосредственное участие в судебных заседаниях в интересах заявителей. Они уже помогли многим, в том числе признать недействительными некоторые договоры займов, которые оформили мошенники от имени обманутых граждан.
Подготовила Мария Чубарнова
Фото создано с помощью ИИ
Чтобы не пострадать от мошенников, не общайтесь с абонентом незнакомого номера, не сообщайте никому свои персональные данные, пароли и коды.
Согласно опросу Банка России, 34% граждан сталкивались с различными видами кибермошенничества, при этом 9% из них потеряли деньги.
Если вы стали жертвой финансового мошенничества:
Шаг № 1
Немедленно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения или личного кабинета на сайте банка. Заблокировать ее также можно через контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) или в любом его отделении.
Шаг № 2
В течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией. Также обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.
ПОМНИТЕ: если вы самостоятельно перевели деньги мошенникам или предоставили им банковские данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму.









