Это нужно не мёртвым. Это надо живым!

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в этом году состоялось множество мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Интереснейшим проектом стали велопробеги памяти. В одном из них — по Зеленому поясу Славы — мне удалось поучаствовать в конце сентября. И это было действительно значимым событием для нас, участников, — внуков и правнуков тех, кто отстоял героический Ленинград

Предыстория

У меня особая связь с ленинградской землей. Мой прадед защищал Невский пятачок, похоронен на Синявинских высотах. В 2015 году моя бабушка передала мне семейный архив, в котором находились документы, награды, фотографии и книги, подаренные Советом ветеранов. Изучая этот архив, я начал писать статьи о Великой Отечественной войне, затем читать в библиотеках лекции на эту тему. Среди книг ценней всего для меня оказалась самая маленькая по размеру, но самая сильная по своему содержанию — «Зеленый пояс Славы» Ю.А. Лукьянова. После ее прочтения мне захотелось побывать у всех мемориалов и памятников, которые описаны в книге.

Тема войны и памяти с каждым годом захватывала меня все сильнее. Когда наступил 2020-й, объявленный Президентом РФ Годом памяти и славы, я написал два проекта: «Дорогами памяти» для библиотеки №7 Приморского района Санкт-Петербурга и «Приказано помнить» для Отрадненской городской библиотеки. А перед 22 июня, Днем памяти и скорби, увидел в Интернете информацию о велопробеге по Дороге жизни и понял: надо ехать, ведь это те самые места, о которых я читал в книге Лукьянова, а ощутить дыхание истории — бесценно. Этот велопробег оказался настолько захватывающим, что вскоре я решил отправиться в следующий.

По Зелёному поясу Славы

Зеленый пояс Славы — это комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград 1941–1944 годов, созданный в 1965–1968 годах с целью увековечить память его защитников. Это те рубежи, где был остановлен захватчик; рубежи бессмертия наших героических предков, благодаря которым мы дышим, живем, воспитываем детей…

В конце сентября состоялся первый велопробег по Зеленому поясу Славы. Он начался с исполнения гимна Российской Федерации и возложения венков, затем приветственное слово взяли организаторы мероприятия — представители Общероссийского спортивного движения «Сильная Россия», Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и комиссии Общественной палаты Санкт-Петербурга по молодежной политике, развитию добровольчества, патриотическому воспитанию и спорту.

Отправной точкой маршрута стал воинский мемориал «Лигово». Именно здесь, на переднем крае обороны Ленинграда, были остановлены наступавшие фашистские войска. Именно отсюда в январе 1944 года стрелковые корпуса 42-й армии начали наступление в ходе операции «Январский гром» по полному освобождению Ленинграда от блокады.

Получив инструкции по соблюдению правил дорожного движения, мы стартовали. Первая остановка была у Приморского мемориального комплекса. Этот комплекс открывался постепенно: в 1961-м на приморской границе Ораниенбаумского плацдарма был установлен гранитный обелиск с барельефами защитников; в 1964–1971-м сформировался ансамбль Братского мемориального кладбища советских воинов, павших в боях, и саперов, погибших при разминировании Петродворца (Петергофа) после его освобождения; в 1967-м на другой стороне шоссе на Ораниенбаум было высажено 350 туй в память о моряках-балтийцах, ходивших здесь в штыковую атаку.

Первые 24 километра были позади. После экскурсии, возложения венков и цветов мы немного передохнули и снова отправились в путь — к мемориалу «Атака», где на шестиметровой высоте стоит легендарный танк Т-34, а на мемориальной доске высечены слова: «В сентябре 1941 года на этом участке Ораниенбаумского плацдарма вели тяжелые оборонительные бои и сдержали натиск немецко-фашистских полчищ воины 191-й и 48-й стрелковых дивизий, 2-й рабочей гвардейской дивизии, 2-й дивизии народного ополчения и батальонов морской пехоты, курсанты военно-морского хозяйственного училища, ополченцы пулеметно-артиллерийских батальонов. Их поддерживала артиллерия кораблей Краснознаменного Балтийского флота: линкора «Октябрьская революция», крейсеров «Киров» и «Максим Горький» и других. С октября 1941 года по май 1943 года здесь держали оборону, истребляя фашистов, воины 48-й дивизии, а затем до января 1944-го — 168-я стрелковая дивизия».

Преодолевая километр за километром, мы приближались к памятнику «Якорь», который был построен на средства участников боев и открыт в октябре 1967 года. Памятник возведен на месте, где в 1941 году отряд курсантов военно-морского хозяйственного интендантского училища Военно-Морского Флота прекратил наступательную операцию вражеских войск. Мемориал состоит из двух бетонных плит, прорезанных амбразурами. На поверхности одной из плит — мемориальная табличка с именами героических курсантов и офицеров, которые погибли на этом рубеже во имя спасения Родины. Перед памятником установлены опирающиеся на гранитные валуны корабельные якоря.

В 14:30 мы были у мемориала «Январский гром». Операция «Январский гром» началась 14 января 1944 года. Ее итогом стало полное снятие блокады Ленинграда 27 января. В этот день прозвучало обращение командования к войскам и жителям города: «Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы выковали оружие Победы над врагом, отдавая для дела Победы все свои силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляем вас со знаменательным днем Великой Победы под Ленинградом». Вечером в освобожденном от оков городе был дан победный салют — 24 залпа из 324 орудий.

Полевая кухня ждала участников велопробега недалеко от Гостилицкого мемориала. Это восьмиметровый гранитный обелиск, рассказывающий о подвигах советских солдат, моряков Балтийского флота и ополченцев в сентябре 1941 года и о боях в январе 1944-го. Здесь после небольшой экскурсии мы возложили венки и цветы и подкрепились гречневой кашей с тушенкой.

К этому моменту было преодолено уже 45 километров. Во время поездки во мне начало что-то меняться — словно чувствуешь ту боль, которая шла по нашей земле во время войны, а сейчас ты проезжаешь по этим местам, кладешь цветы на братские могилы, читаешь надписи на памятниках, фамилии на мемориальных табличках. Можно ли передать это словами? Нет, это надо пройти, увидеть, прочесть, прикоснуться… Только тогда отдаленно сможешь представить, что происходило в те тяжелые годы.

Следующая остановка была у памятника «Защитникам ленинградского неба» в поселке Лебяжье. Это настоящий самолет Ил-2 из состава 704-го штурмового авиаполка 232-й штурмовой авиадивизии 14-й воздушной армии, пропавший без вести 18 февраля 1943 года в ходе выполнения боевого задания во время операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. Он был найден в 1978 году на дне Белого озера у деревни Костуя, поднят аквалангистами ДОСААФ совместно с военными; отреставрирован и в 2003-м установлен в Лебяжьем как памятник.

Утро сменилось днем, день вечером, приближалась ночь, а мы, включив фонарики, продолжали крутить педали. С правой стороны темнел Финский залив, а впереди были последние километры до конечного пункта нашего маршрута — форта Красная Горка. До него мы добрались в начале восьмого. Здесь нас ждала полевая кухня. После принятия пищи одни участники велопробега отправились до платформы 68-й километр, откуда в 21:42 отходила электричка до Балтийского вокзала; другие же остались на ночлег, так как на следующий день была запланирована экскурсия по форту. Среди оставшихся был и я. Ночь можно было провести или в палаточном городке, или в краеведческом музее. Я, конечно же, не упустил возможность погрузиться в советское прошлое и предпочел музей, где всю ночь на меня смотрел бюст В.И. Ленина.

Утром после завтрака я пошел прогуляться. На въезде в форт есть табличка, слова которой запали мне в душу: «Пусть каждое новое поколение, оглядев родную землю, поймет, что родилось оно не в чистом поле, а там, где пролиты кровь и пот, где отданы таланты и жизни лучших сынов и дочерей земли нашей». Форт Красная Горка раньше назывался Алексеевским — в честь цесаревича Алексея. Председатель военно-исторического общества «Красная Горка», поисковик-энтузиаст Александр Иванович Сенотрусов рассказал, что «Красная Горка стала центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Орудия форта помогли сохранить от немецкого захвата территорию от Петергофа до реки Воронки. Во время Великой Отечественной войны здесь не погиб ни один человек: четыре с половиной тысячи артиллеристов не подпускали противника на дальность своих орудий — 25–32 километра — в течение 872 дней. Здесь воевали умом, знанием русской фортификации и советской инженерной техникой».

Пока мы ехали по Зеленому поясу Славы, мне постоянно вспоминались слова Роберта Рождественского из стихотворения «Реквием (Вечная слава героям)»: «Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!» Значит, и ко мне эти строки обращены. Значит, и я должен делать что-то для передачи памяти о людях и событиях того времени. Иногда меня спрашивают: как привить подрастающему поколению уважение к истории? Есть множество способов передачи исторической памяти: фильмы, книги, статьи в газетах, сайты в Интернете, музеи, массовые мероприятия городского, районного или государственного уровня... Для меня настоящим открытием оказались велопробеги по историческим местам! Здесь и момент преодоления (маршрут длинной в 90 километров не для новичков), и чувство единения с сотней столь же патриотично настроенных людей, и очень сильные эмоции от визуального восприятия мест памяти. Велопробеги можно рассматривать и как пропаганду спорта и здорового образа жизни, но самое важное, на мой взгляд, — то, что с их помощью мы вновь наполняемся еще более осмысленной гордостью за наше прошлое и благодарностью тем, кто подарил нам мирное небо.

Николай Белавинский, участник велопробега

Фото автора

Адреса мемориалов и памятников, указанных в статье:

· мемориал «Лигово» — Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения, 201;

· Приморский мемориал — Петродворец, развилка дорог на Ломоносов и Гостилицы;

· мемориал «Атака» — Ленинградская область, Ломоносовский район, 8-й километр Гостилицкого шоссе;

· памятник «Якорь» — 10-й километр Гостилицкого шоссе;

· мемориал «Январский гром» — 19-й километр Гостилицкого шоссе;

· Гостилицкий мемориал — Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Гостилицы;

· памятник «Защитникам ленинградского неба» — Ленинградская область, Ломоносовский район, пос. Лебяжье;

· форт Красная Горка — Ленинградская область, Ломоносовский район, Лебяженское городское поселение.

Вернуться к списку новостей

Права дольщиков — в центре внимания

В Ленинградская область просит федеральное правительство изменить пропорцию софинансирования восстановления прав дольщиков, сделав ее 33% из бюджета Ленинградской области, 67 % из бюджета РФ или выделить дополнительно 9,4 млрд рублей.