
Князь Владимир — собиратель и защитник русских земель
Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматично — отправил своих послов в разные страны, чтобы понять, где как служат Богу. Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремления предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу — выбору веры.
Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы этого выбора. Он остался бы язычником или стал бы христианином сам, но не крестил бы все государство. Тогда не было бы ни Руси, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России. Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа, который познал в Святом Крещении как свет, истину и жизнь. Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности — это приговор любой стране, она обречена, какой бы могущественной ни казалась, поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождествен вопросу выбора судьбы для любимого им народа.
Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом и хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен — и когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым. Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной культурной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал не так, — это все равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования. Владимир в народном сознании был Красным Солнышком — так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Князь не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда для самого себя и для своего народа. Истину же не принимают по расчету, ведь тогда она перестает быть таковой!
Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, то мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь громаден и заметен, но его последствия не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и для чего мы живем, чем наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба не только каждого из нас, но и всего мира.
ХХ век был для России веком предельных испытаний: две мировые и гражданская войны, коллективизация, ГУЛАГ. Но и XXI век не обещает быть спокойным. Где черпать силу, чтобы не просто выжить, но быть достойным наших предков? Все говорят: в единении и согласии. Но, увы, после бурного XX века и непростого перехода в XXI, надо признать, по многим жизненно важным вопросам у нас пока нет ни единения, ни согласия. Из главных разногласий — оценка нашего прошлого. И тут хорошо бы обратиться к князю Владимиру, который являет собой непогасший в веках пример преображающей силы христианства. Он оглянулся на свою жизнь, осудил в ней то, что было неправедно и темно, взял с собой все доброе, чем был наделен, и решительно повернулся к свету. Так следовало бы поступать и нам. Это значит — уважать свою историю, гордиться свершениями народа, его героями и праведниками, при этом иметь честность и мужество осудить зло, не оправдывая его, но и не заметая память о нем под ковер, ведь таким путем нам не достичь чистоты в нашем доме.
В крещении Русь обрела такую веру, которая учила: не в силе Бог, а в правде. Будем же верны этой заповеди! Давайте беречь высокие традиции и ясный дух. От них зависит достойное будущее нашего Отечества.
Князю Владимиру суждено было стать великим государем. Его выбор оказался прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России в качестве уникальной страны-цивилизации. Принятие христианства было основано на глубокой любви князя Владимира к родному Отечеству, на его серьезных духовных размышлениях, поиске единого начала, способного сплотить народ и объединить разрозненные земли. «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее», — говорит «Повесть временных лет». Прекратив междоусобицы, сокрушив внешних противников, князь Владимир положил начало формированию единой русской нации, фактически проложил дорогу к строительству сильного, централизованного Российского государства. Русь окрепла, возросла могуществом, стала авторитетом в глазах ближних и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока. В решении князя выразилось и стремление нашего народа к высоким идеалам добра, правды и справедливости, к братской сплоченности и солидарности со всем миром. Федор Михайлович Достоевский назвал это «всечеловечностью». Князь Владимир стал настоящим устроителем родной земли, ее культурного и хозяйственного развития, мудрым и дальновидным правителем Руси. Таким он остался для нас после принятия святого крещения в древнем Херсонесе — Корсуни.
Святослав Артюшин