ЖКХ

Ирина Дрозденко: Комплексное сопровождение — задача номер один

Как Всеволожский Мультицентр помогает ветеранам СВО

Успех любого предприятия во многом зависит от руководителя. Ирина ДРОЗДЕНКО, директор «Мультицентра социальной и трудовой интеграции», — лидер, деятельность которого направлена на развитие социальной сферы. Сегодня мы беседуем о ключевых направлениях работы Центра.
— Ирина Григорьевна, Мультицентру социальной и трудовой интеграции исполнилось 10 лет — полноценный юбилей. Все знают, что Мультицентр — в полном смысле слова ваше детище, он возник по вашей инициативе, его становление прошло под вашим руководством и при вашем самом активном участии. Как возникла эта замечательная идея? Что было побудительным мотивом? Всё ли задуманное удалось реализовать?
— Всё происходило в рамках логического процесса. Нетрудно было заметить, что родители особенных детей по достижении их совершеннолетия задаются вопросом: что дальше? Мы решили подключиться к этой проблеме, но не изобретать велосипед, а предложить молодым людям с особенностями развития ту же модель устойчивого роста, которую мы предлагаем своим детям: доступное адаптированное обучение с освоением профессии, являющейся опорой для самостоятельности. А тем ребятам, которые не приспособлены к условиям открытого рынка труда и коммуникации, создать защищённые условия посильной занятости.
Пришлось интенсивно поработать, чтобы превратить идею в качественный продукт. Зато сейчас за сделанное не стыдно: Мультицентр социальной и трудовой интеграции, спустя 10 лет, — единственный и пока неповторимый по эффективности работы межведомственных механизмов и достигнутых результатов. Тысячи молодых инвалидов с его помощью обрели будущее, приносят пользу обществу. Они трудятся и платят налоги, ощущая себя равнозначными гражданами нашей страны.
— Есть ли в России учреждения, подобные нашему Мультицентру? Из каких регионов к вам приезжают за опытом?
— Результаты говорят сами за себя: за прошедшие 10 лет Мультицентр обучил и выпустил более 1500 молодых людей, имеющих особенности ментального развития, большая часть из которых трудится в сфере ручного маломеханизированного труда: скотники и кормачи в животноводстве, подсобные рабочие в столовых, дворники и упаковщики, посудомойщицы и уборщицы… Мы обучали своих подопечных не только трудовым, но и бытовым навыкам: совершать покупки, следить за собой, включать, и — что важнее — выключать газ, снимать показания счётчиков и многому другому.
В своей модели мы настолько опередили коллег и специалистов социально-образовательной сферы, что, либо раздражали их полученным отрывом, либо поражали и вызывали заслуженное восхищение.
Провожая очередную делегацию (а их у нас было 74, в том числе из стран СНГ), мы были уверены: ещё немного — и в стране начнут появляться подобные многопрофильные центры, «шлифующие человека» со всех сторон, комплексно и системно, шаг за шагом ведущие его к самостоятельной жизни. Но нас ждало разочарование… Вопреки здравому смыслу и рекомендациям федеральных руководителей, страна продолжает «изобретать»… Стонет, жалуется и «осваивает» государственные средства, пытаясь производить одноколёсные или пятиколёсные велосипеды.

— Поскольку сегодня для нашей газеты тема реабилитации участников СВО к полноценной мирной жизни является приоритетной, хотелось бы обсудить данную тему с вами как с руководителем учреждения, вплотную занятого этой важнейшей задачей. Известно, что существуют специальные программы комплексной помощи ветеранам СВО и членам их семей. Что удалось сделать в плане психологической, юридической и медицинской помощи этим людям? Как идёт обучение новым профессиям, и каким?
— Согласитесь, сложно не трудоустроить работника, которого готовят (обучают, реабилитируют, подготавливают) на конкретное рабочее место по заявке работодателя. Поэтому перенос «рабочих механизмов» нашего Центра на новую целевую группу никак не повлиял на качество процесса. Мы как работали по целевой подготовке кадров по заявкам работодателей, так и работаем. Да, пришлось на ходу ренновировать производственные мастерские и учебные аудитории… Ранее там обучались инвалиды с интеллектуальными нарушениями развития, а сейчас обучаются гражданским профессиям инвалиды войны: люди, по большей части, с ампутированными руками или ногами. И нам пришлось в условиях уже свёрстанного бюджета диверсифицировать свой центр, перенаправив его на адаптированные рабочие профессии сферы ИИ, такие как оператор трёхмерной печати, оператор станков с ЧПУ, оператор постпечатной обработки, сборщик узлов БПЛА и другие. Эти профессии очень востребованны в нашем регионе — и с данной работой вполне могут справиться люди с физическими нарушениями, с внутренними травмами и увечьями органов в том числе.
— Когда вы делаете акцент на словосочетании «комплексное сопровождение», что именно представляете себе? Многие даже не задумываются над значением данного термина, а некоторые сравнивают его чуть ли не с обедом из трёх блюд… У нас же комплексное сопровождение включает почти полторы тысяч услуг. В шаговой доступности размещаются все необходимые сервисы и услуги.
Пока подопечный обучается, социальный педагог составляет для него план индивидуального сопровождения, куда включены юристы, психологи, медики, протезисты и реабилитологи. Это называется междисциплинарной командой, где каждый специалист занимается решением задач, исходя из своего профиля и квалификации. По такой системе мы работали и до периода СВО.
Наши воспитанники, конечно, испытывают своего рода шок: они живут в очень приличных условиях, которые можно сопоставить с условиями проживания в отеле, их регулярно и вкусно кормят, возят по врачам на госавтомобилях. Им не приходится сидеть в очередях, а в некоторых случаях необходимые специалисты приходят прямо к ним. И всё это бесплатно! Лично я не знаю, где ещё такое есть…

— Расскажите поподробнее о восстановлении здоровья. Какие силы задействованы, какие специалисты привлечены? Насколько современно оборудование, медтехника кластера? Применяются ли новые технологии, передовые достижения науки и медицины?
— Значимой частью Кластера являются услуги медицинского сопровождения и медреабилитации. Если на базе отделения «Медицинская служба» наши врачи отрабатывают все назначения лечащих врачей и сами направляют к необходимым специалистам, то на базе Центра адаптивной физической культуры почти год работает бригада врачей-реабилитологов Всеволожской межрайонной клинической больницы. Прежде чем приступить к работе с пациентами, получившими военную травму, они повышали свою квалификацию в Военно-медицинской академии и Первом медицинском университете им. Павлова.
Надо сказать, что травма травме рознь: сочетанные нарушения и увечья (сочетанные травмы — это повреждение органов нескольких анатомических областей в один момент — ред.) требуют грамотного междисциплинарного подхода специалистов-медиков. Тем более у нас — одно из лучших оборудований, на которое не пожалели средств.
Читателю, возможно, понятны не все сложные медицинские термины — гораздо важнее знать, что бойцы, побывавшие у нас, передают другим информацию о Мультицентре, словно легенду, понимая, как повезло им попасть сюда.
У нас есть медики, получившие награды с передовой — от командиров частей, бойцов из которых мы вернули в строй. Об этих врачах нужно писать отдельные очерки, они это заслужили!
— Кто является ближайшими партнёрами Мультицентра? Сравнительно недавно был заключён договор с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, а с кем ещё сотрудничает Мультицентр? И как вы оцениваете работу Выборгского филиала?
— Все десять лет мы проводим политику «сильный партнёр», так как нам не справиться без ресурса с потенциальным запросом наших получателей услуг.
И если ранее у нас главными партнерами были компании, действующие в сфере технологий и коммуникаций («Сбербанк», «Мегафон»), то сейчас приоритет за медициной. Наша база — высокотехнологично оснащённая ЛОКБУЗ, надёжные партнёры — Военно-медицинская академия и Педиатрическая академия, РГПУ им. Герцена и Политехнический университет Петра Великого. Впечатляет перечень негосударственных партнеров, но рекламировать их сейчас не стану: во-первых, таковых немало, а во-вторых, мы и так их ценим и постоянно отмечаем.
Ключевыми партнёрами Кластера были и остаются группа кампаний ЛСР-ГРУПП, предоставляющая Дома сопровождаемого проживания, протезная кампания «ЦИТО», строительная кампания «ООО Развитие-Д», возводящая жилой микрорайон «Квартал Героев».
Быть партнёром в модели Кластера непросто. Например, сейчас, когда мы формируем пул участников Технопарка, одним из ключевых критериев является количество создаваемых рабочих мест для ветеранов СВО с инвалидностью. И это — при ограничении в энергоресурсах...
Наша модель — не про деньги и коммерцию. Только про гражданскую ответственность и патриотизм. А это — планка, держать которую непросто.
В Выборгском филиале пока есть над чем работать. К примеру, не хватает квалифицированных педагогов, а ведь задача в том, чтобы дать ветеранам СВО востребованную и высокооплачиваемую профессию, выполнив при этом госзадание: кого обучили, тех и трудоустроили.
— Что можно сказать о поддержке Мультицентра — в частности, усилий по реабилитации ветеранов СВО со стороны региональных властей?
— Необходимо, чтобы региональную потребность в актуальных профессиях определял именно работодатель! Тогда будут готовиться нужные для Ленинградской области рабочие кадры. А решать данный вопрос реально только с органами исполнительной власти. Компетенции есть у многих, а полномочия — не у всех, поэтому мы в процессе рабочего взаимодействия с нашими правительственными комитетами. Они много помогают, стараются, но иногда запаздывают, а так хочется поскорее рвануть вперёд!
Только думая на десять лет вперёд, мы успеем вовремя…

Публикация подготовлена рабочей группой газеты «Выборг»
при поддержке Комитета по печати Ленинградской области

Вернуться к списку новостей

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.