Духовная весна

Как только отгремела Масленичная неделя, у православных христиан начался Великий пост, установленный в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа в пустыне. В этом году главный многодневный пост продлится с 15 марта по 1 мая. О его целях и смысле «PRO-Отрадному» поведал настоятель храма святого Иоанна Милостивого в нашем городе, отец Сергий.

«Для начала хочу поздравить отрадненцев с началом Великого поста, благословить на его проведение и достойную подготовку к Святой Пасхе. Пост обычно называют духовной весной. Как весна — пробуждение жизни, возрождение, так и пост — духовное пробуждение, начало новой, благодатной поры в нашей жизни. Так пусть же жизнь отрадненцев будет благословенной!

Великий пост — это подготовка к Пасхе, Воскресению Христову, победе над грехом и смертью. Победа над смертью — одна из основополагающих идей поста, в ходе актуализации которой мы пытаемся преодолеть в себе тягу нашей плоти к сытости, изнеженности, удовольствиям, а нашей души — к греху. Психологическая основа поста — ограничения в удовольствиях и еде — воздействует на нашу волю, укрепляя ее, дисциплинируя. Пост имеет воспитательную функцию, способствуя взращиванию в нас душевных сил, приучению нас поступать не по велению плоти, а по духу, по Богу.

Чего хочет наша плоть? Удовольствий! Она ищет их, она хочет, образно выражаясь, теплого и вкусного. На первый взгляд, в этом вроде бы нет ничего предосудительного, тем более что такой образ жизни активно внедряется через различные средства информации, да и природа наша требует комфорта. Но к чему это приводит? Поиск удовольствий становится смыслом нашей жизни, а теплое и вкусное расслабляет и тело, и душу.

Во время поста в противовес этой расслабленности Церковь призывает нас к воздержанию, смирению и усиленной молитве, а также к другим ограничениям, например, времени, проведенного у телевизора. Мы усмиряем нашу плоть большим количеством поклонов, а нашу душу — продолжительной молитвой.

Чтобы мы могли сосредоточиться на посте, не отвлекаться от молитвы и не развлекать наш ум внешними впечатлениями, Церковь предлагает некоторые средства. Так, во внутреннем убранстве храмов отдается предпочтение темным цветам, звучат побуждающие к молитве призывы, тон песнопений — скорбный, читаются особые прошения, в которых чаще звучат слова «Помилуй меня, Боже, прости мне грехи, укрепи меня в этом пути». А пост — это, действительно, путь. Путь от рабства греха к свободе быть чадом Божьим. Чтобы понять это, достаточно вспомнить историю постов.

Первый пост был благословлен Богом еще в раю. Господь ограничил внешнюю свободу первого человека запретом вкушать плоды от древа познания добра и зла. Адам нарушил этот пост, совершил грех непослушания. За то, что стал нарушителем, изменил Богу и своему высокому званию, он был лишен всех тех преимуществ, которые Бог обещал ему в раю. Адам потерял подобие Божие и как неподобный Богу был изгнан из рая. Его непослушание осквернило «лицо» Земли, которая через этот грех перестала давать Адаму добрые плоды, сделалась скудной и даже при больших трудах стала

приносить лишь терние и волчцы. После того как чувственный рай был закрыт для человека, у него осталась надежда стяжать в себе рай душевный — покой в сердце, мир и благодать. Но и здесь требовался большой труд.

Внутренний мир перестал быть даром, с тех пор он стяжается большими усилиями. Многие силились его получить различным (и не всегда праведным) образом, но не всех благословлял Бог его обрести, а только тех, кто всей душой верил Ему, верил в Божье милосердие, а также в свое призвание быть чадом Божьим. Бог приветствовал такие благодатные усилия, более того — Сам их инициировал, а потом шел вместе с теми, кто искал Его и был ради Него готов на жертвы, в частности — оставить привычный образ жизни и понести связанное с этим бремя испытаний. Как народ Израиля, который Господь вывел из египетского рабства. Сорок лет Израиль ходил по пустыни, пока не вошел в землю обетованную, землю своей свободы.

Таким образом, сорок — это не просто число, а символ освобождения и особого призвания. Сорок дней постился Моисей, столько же — пророк Илья. Сорок дней уже в Новозаветное время пребывал в пустыне перед вступлением на Свое общественное служение Иисус Христос, искушаемый диаволом. Что хотел от него диавол? Чтобы Иисус прекратил пост, вышел из пустыни, поберег Себя. Но Христос отверг все ухищрения диавола и победил его. Будучи одновременно и Богом, и человеком, Он даровал тем самым человеку силы и возможности также преодолевать искушения. А преодолевая их, идти к освобождению, к стяжанию подобия Божьего, некогда утраченного Адамом.

Благословляю всех, идущих по этому пути, пути освобождения от греха и движения к радостной встрече Святой Пасхи! Здоровья всем, мира и милости Божьей!»

Вернуться к списку новостей