Новости Отрадного

По следам трагедии 56-й отдельной стрелковой бригады (ОСБр)

Историческая память, связанная с обороной Ленинграда от немецко-фашистких захватчиков хранит в себе множество примеров героического участия его защитников в трагическом противостоянии с сильным,  коварным и хорошо обученным врагом.

Одним из них, к сожалению преданных потомками забвению, был бой краснофлотцев 56-й отдельной стрелковой бригады, на северной окраине Ивановского 23 февраля 1943 года.

Тогда, выполняя решения Военного совета 55 армии, они должны были оказать поддержку главным силам наших дивизий, пытавшихся прорвать оборонительный рубеж противника на левом берегу реки Тосна от Ивановского до поселка Песчанка, и нанести вспомогательный удар во фланг противника через Неву и территорию мачтопропиточного завода в направлении на Ивановское и Пелла.

Опубликованные архивные документы, касающиеся тех событий, позволяют прийти к заключению, что эта операция по разным причинам была плохо организована, а ее оперативное управление осуществлялось с ошибками. Все это не замедлило сказаться на результатах и привело в конечном итоге к  трагическим последствиям.

В самом начале операции наступление наших главных сил было парализовано сильным артиллерийским огнем противника, пехота залегла, и уже поднять ее не представилось возможным. Краснофлотцы же неожиданным для немцев броском через Неву  смогли не только зацепиться за берег, но и в некоторых местах проникнуть вглубь территории до 300 метров. Противник, быстро оценив ситуацию и поняв, откуда идет основная угроза,  сумел организовать заградительный огонь вдоль акватории Невы и снять с участков фронта, где наши войска проявляли пассивность, часть своих мобильных подразделений для локализации возможного прорыва. Вскоре наши бойцы, израсходовав носимый с собой боезапас, оказались в драматическом положении. Связь с правым берегом в светлое время суток практически отсутствовала. Командование бригады, находившееся на правом берегу, плохо понимало, что происходит на левом и не могло оперативно влиять на ход происходивших там событий.

Бой длившийся в течении всего дня к вечеру стал разбиваться на отдельные эпизоды и  постепенно затихать. Бойцы, оказавшиеся без боеприпасов и прямой артиллерийской поддержки, вынуждены были вступать в рукопашные схватки.

Когда силы уже были на исходе, был получен приказ вернуться на правый берег, но не многим удалось его выполнить. По уточненным данным  56-я отдельная стрелковая бригада потеряла в этот день только убитыми 795 человек. 

Немецкие оперативные донесения сообщали, что десант к двум часам ночи был локализован в районе устья речки Святка и уничтожен, в плен взято 15 человек из них двое тяжелораненных.

               Местные жители, вернувшиеся после освобождения на пепелище, рассказывали как в течении нескольких послевоенных лет они собирали вылезавшие из земли косточки погибших воинов и сносили их в большую братскую могилу, на месте которой позднее возникло воинское мемориальное кладбище.

Благодаря деятельности бойцов поискового отряда «Отрадное» на основе документов хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации были составлены поименные списки погибших в этом бою воинов 56 –й отдельной стрелковой бригады.

Последние годы  на разных уровнях неоднократно велись разговоры об установке на месте гибели этого десанта памятного знака. Весной этого года успешно стартовала ставшая уже традиционной очередная Всероссийская акция «Вахта памяти-2021». Наш президент, обращаясь с приветствием к ее участникам, особо подчеркнул значимость и уникальность этого явления в общественной жизни страны, которое  способствует «сбережению памяти о ратной летописи Отечества». Поэтому во имя сбережения этой Памяти можно считать вполне уместным обратится и к руководству города и представителям бизнеса наконец-то инициировать установку на нашей отрадненской земле памятного знака посвященного десанту 56 ОСБр.»

 

 

 

 

 

 

 

Историческая справка.

 «56-я отдельная стрелковая бригада (56 ОСБр) была сформирована в августе 1942 года в Кронштадте как морская бригада из моряков местных частей и экипажей. Командиром дивизии был назначен полковник Папченко М.Д, бывший командир 21-й мотострелковой дивизии Оперативных войск НКВД. (…) С 6 по 16 февраля 1943 года  бригада занимала на правом берегу Невы первую линию обороны в районе Островков. Потом она была передислоцирована вниз по Неве в район Северной Самарки, где  проводились ночные учения по форсированию Невы из Колонии Овцино на левый берег в поселок Усть-Ижора . 21февраля бригада заняла позиции на правом берегу Невы в районе порогов напротив села Ивановское.(…)

               23 февраля в 10.15 после 75 минутной артподготовки одновременно с дивизиями, наступавшими на левом берегу реки Тосна, пошли в атаку и батальоны 56 ОСБр. Два батальона успешно преодолев реку Нева, ворвались в переднюю траншею противника на левом берегу Невы, но были встречены сильным артиллерийским огнем немецких батарей из района кирпичных заводов, прилегающих лесов и жилых районов Пелла и Отрадное. Наступление было задержано. Отдельные подразделения, ведя огневой бой, смогли вклиниться в немецкую оборону не более чем на 300 метров.

В этот день  Боевое донесение штаба 55-й армии  сообщало Командующему войсками Ленфронта, что к девяти  часам вечера 4-й батальон 56 ОСБр, атакуя с Ивановского « пятачка», достиг рубежа 100 м севернее Кировской железной дороги, 1-й батальон броском через Неву достиг  юго-восточной окраины Ивановского  и оседлал шоссе на участке от «Пяти углов» до пересечения шоссе с железной дорогой, 2 –й батальон также броском через Неву смог закрепиться на северной окраине микрорайона Пелла от речки Святка  до западной опушки леса. Дальше части продвинуться не смогли. Они были остановлены сильным огнем противника.

В течение всего дня батальоны вели ожесточенный бой, временами переходивший в рукопашные схватки с эсесовцами и прибывающими к ним на помощь подкреплениями, которые срочно снимались с других участков фронта, где не велись активные боевые действия. Вечером противник   усиленный пятью танками контратаковал батальоны из района Пелла.

               Понеся большие потери, батальоны не смогли удержаться на  захваченном рубеже и оставшиеся в живых, получив приказ к 22.00, отошли на правый берег Невы.

По данным боевых донесений в первом батальоне вышло из строя 90% командного состава и 80% рядового, во втором батальоне – 40% командного состава и 70% рядового.

В аналитических материалах оперативного отдела штаба фронта было отмечено.

«Эти огромные потери бригады, объясняются скороспешной и недостаточно продуманной организацией боя, неумением комсостава бригады использовать огонь артиллерии.» Притом, что «личный состав которой имел исключительно высокий наступательный порыв, чувство коллективной ответственности и товарищества, шли на выполнение боевой задачи, как настоящие герои, в батальонах не было последних и отстающих, все равнялись на передовых и все были ими, место убитого, не дрогнув заменял его товарищ. «…» Оборона противника в этом районе представляет собой серию опорных пунктов, хорошо оборудованных в инженерном отношении и сильно насыщенную огневыми средствами. Артиллерийская обработка переднего края не подавила огневой системы противника, не нарушила ее взаимодействия, она только временно оглушила обороняющихся, которые во время работы нашей артиллерии, как правило, прячутся в блиндажи и щели, после огня занимают положенные им места, немедленно организуют огонь по наступающим.

               Батальоны, перешедшие на левый берег реки Нева, не сумели захватить с собой достаточно боеприпасов, орудий прямой наводки, чем в значительной мере ослабили свою наступательную силу. В ходе боя перебросить орудия батальонам не удалось.

               Противник не жалел боеприпасов. Его артиллерия и минометы в течение дня вели огонь по частям бригады, районы, которые они занимали, были заранее хорошо пристреляны. «…»

 Связь с батальонами, форсировавшими реку Нева, была весь день почти невозможна. Посылаемые посыльные и офицеры связи штабригом в батальоны, как правило, не возвращались, были убиты, или ранены. В связи с этим штабриг в течение всего дня, будучи оторванным, не знал положения своих частей и по неправильным данным ложно информировал штаб о якобы имеющихся успехах.

На основании этой информации командующий решил для развития «успеха» 56 бригады бросить в это направление 35 ОЛСБр (Отдельная лыжная стрелковая бригада), которая отдохнула и дислоцировалась в ПОНТОННАЯ.»

               Однако 35 ОЛСБр не успела помочь 56-й бригаде,  истекавшей кровью на левом берегу Невы. Она опоздала.

               По данным оперативного отдела штаба фронта подтвержденным начальником штаба 55-й армии генерал-майором Цветковым известно, что 35 ОЛСБр только в 22.00 прибыла в район Малые Пороги к тому времени, когда выяснилось, что батальоны 56-й бригады уже оставили левый берег Невы. Поэтому  35 ОЛСБр в бой не вводилась. Хотя, успей 35 ОЛСБр вовремя прийти на помощь и как знать все могло пойти иначе.

               Из немецких документов, хранящихся в Национальных архивах США (NARA), известно, что оборону на восточном участке дивизии СС в районе Ивановского занимали части  2-го полка, усиленные за счет соседа – 100-го полка 5-й горно-пехотной дивизии, находившегося в Отрадном. Всего здесь  насчитывалось более 600 человек боевого состава, до 50 ручных и 16 станковых пулеметов,  около 20 минометов, несколько пехотных орудий и 8 противотанковых пушек.

               23 февраля около 8 ч 50 мин по берлинскому времени в штаб 50-го корпуса из дивизии СС поступило сообщение о вклинение на участке 2-го полка между Монастырским ручьем (речка Святка) и Гельголандом (мыс на территории Мачтопропиточного завода) силой до 1 батальона.

В 9 ч 50 мин  в Журнале боевых действий 50-го корпуса была сделана запись: «Русские прорвались на фронте около 400 метров у Гельголанда. Для контратаки направлены самокатные взводы из состава полков. Контратакой удалось отбросить наступавших за Бетонную дорогу (современное Ленинградское шоссе).»

               В 11 ч 15 мин. Командир 50-го корпуса Клеффель доложил командующему 18-й армии Линдеманну о случившемся  вклинении русских на берегу Невы у 2-го полка СС примерно 400 на 200 метров и сообщил, что  восстановление положения планируется в ночь на 24 февраля.

В то же самое время немецкое командование выразило тревогу по поводу случившегося вклинения русских в свою линию обороны, поскольку оно создавало  возможность прорыва к железной дороге и дальнейших действий в тыл группы Хильперта, которая  обороняла  мгинский железнодорожный узел.

               Дивизии СС из района Торфоразработок был передан корпусной резерв 3-й батальон 32-го полка (330 человек). Одновременно к Неве были подтянуты 3 штурмовых орудия и четыре 88-мм зенитки. Ожидалось прибытие танков. Начальник штаба корпуса полковник Рудольф Шперль сделал запрос о прикрытии района прорыва авиацией.

               Из донесения 5-й горно-пехотной дивизии - «Русским удалось вклиниться на участке 3-го батальона, часть наступавших была уничтожена еще на льду. На соседнем участке противник уничтожен в контратаке. Полк поддерживает бой у Гельголанда огнем своего оружия.»

               В течение всего дня на участке вклинения шел ожесточенный бой, неоднократно переходивший в рукопашные схватки. Немецкой стороной отмечается большой расход ручных гранат. К вечеру бой стал затихать, а вклинение сжиматься.

               24 февраля в 2 часа ночи в штаб дивизии СС поступило донесений о том, что положение на берегу Невы восстановлено. Убито 700 русских, захвачено 15 пленных и большое количество стрелкового оружия, об этом  была сделана соответствующая запись в Журнал боевых действий дивизии.

               Немецкие трофеи составили шесть 80-мм и десять 50-мм минометов, 8 станковых и 10 ручных пулеметов, 19 пистолетов-пулеметов и 112 винтовок.

               Точные потери с немецкой стороны в этом бою нам не известны. Согласно записям в Журналах боевых действий известны лишь данные общих потерь этих двух немецких дивизий  за 23 февраля на всех участках занимаемой ими линии обороны, которые составили 53 человека. В то время как одна наша 56-я бригада потеряла 795 человек!»

 

 

 

 

Вернуться к списку новостей