Спасительная Ладога

К 80-й годовщине начала работы Дороги жизни

Дорога жизни — единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград с Большой землей. Она пролегала через Ладожское озеро и давала возможность привозить в город продукты и другие жизненно важные вещи и вывозить из города истощенных жителей в период навигации — на катерах и баржах, в зимнее время, по льду — на автомобилях и гужевом транспорте.

8 сентября 1941 года фашистские войска замкнули вокруг Ленинграда кольцо блокады. В городе оказалось около 2,5 млн человек, среди которых — 400 тыс. детей. Гитлеровцы отрезали все пути сообщения. Единственным связующим звеном оказалось Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках Красной Армии, и в августе 1941-го было принято решение использовать эту артерию для перевозки грузов.

 

Водная артерия

За короткий срок войсковые части и рабочие построили пирсы для причаливания судов, произвели дноуглубительные работы, вынули 70 тысяч кубометров грунта, проложили узкоколейную железную дорогу от причальных линий к основной магистрали; выстроили склады для продовольственных товаров, горючего и боеприпасов; вырыли землянки для различных морских и охранных служб. Протяженность дороги составила порядка 44 километров, около 30 из которых — по воде Ладожского озера.

В первые дни блокады по Ладоге в город доставили около 60 тонн боеприпасов и 800 тонн продовольствия. Обратным рейсом эвакуировали людей. За осеннюю навигацию было вывезено 33 тысяч ленинградцев.

 

Ледяная трасса

3 ноября 1941 года был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Но по данному направлению проложить ее было невозможно из-за больших проталин во льду. Тогда 19 ноября было принято решение вести дорогу по маршруту «мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на Кобону и на Лаврово».

20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М.C. Муровым. По прибытии обоза в Кобону на сани были погружены 63 тонны муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец.

22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (известных как «полуторки») под командованием капитана В.А. Порчунова. «Каждые два рейса в день обеспечивают 10 500 ленинградских жителей. Борись за два рейса!» — таков был лозунг того времени.

В первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля, то есть 152 дня. За это время были перевезены 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам были увеличены нормы выдачи хлеба: на 100 граммов — рабочим и инженерно-техническим работникам, на 75 граммов — служащим, иждивенцам и детям.

 

Главная преграда — хрупкий лед

Для прохождения грузовика с тонной груза толщина льда по всей трассе должна была составлять не меньше 20 сантиметров. Лед такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при температуре воздуха –5°C или за четверо суток при температуре –15°C. 22 ноября ледовый покров был настолько хрупким, что двухтонный грузовик мог везти лишь два-три мешка продовольствия. Но с конца ноября начались необычайно сильные морозы. Дул сильный северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. В результате только 29 ноября 1941 года были потеряны 52 автомашины.

За время блокады на ледовой дороге были задействованы четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая (а это тысяча машин!) не вернулась из рейса, провалившись под лед (во время движения по дороге водители часто не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть) или будучи расстрелянной немецкими самолетами. В течение нескольких десятилетий после войны «полуторки» доставали со дна Ладожского озера.

Важно, что блокадный Ленинград, несмотря на свое бедственное положение, продолжал снабжать фронт вооружением. На Кировском заводе изготавливались танки, которые переправлялись по льду Ладоги самостоятельно. За первые полгода блокады город построил около 700 броневых машин.

 

Музей «Дорога жизни» чтит память героев

Всем, кто интересуется военно-патриотической тематикой, советуем посетить музей «Дорога жизни». В середине сентября в нем прошли торжественные мероприятия, посвященные 80-й годовщине начала действия Дороги жизни: 12 сентября 80 лет назад к мысу Осиновец подошел буксир «Орёл» под командованием легендарного капитана Ивана Дмитриевича Ерофеева, который доставил две баржи с мукой и вооружением. Так начала действовать водная артерия, связавшая Ленинград с Большой землей.

Сам музей «Дорога жизни» был открыт 12 сентября 1972 года, к 31-й годовщине начала работы водной переправы. Первоначально экспозиции музея занимали две комнаты в местной поселковой школе. В сентябре 1972-го здание было отремонтировано и создан совет содействия филиалу ЦВММ «Дорога жизни», председателем которого стал контр-адмирал в отставке С.В. Кудрявцев. Большой вклад в деятельность музея и создание экспозиций внесли бывшие командиры Ладожской военной флотилии, ветераны армии и флота: вице-адмирал В.С. Чероков, председатель Совета ветеранов Ладожской военной флотилии З.Г. Русаков.

В экспозицию музея вошли материалы личных архивов, десять моделей кораблей, созданные моряками Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и сотрудниками Северо-Западного речного пароходства, подлинные материалы и документы, найденные участниками поисковых отрядов, исследовавших дно Ладожского озера. Горьковский автозавод в те годы передал в дар музею восстановленные автомобили ГАЗ-АА, на которых работали водители в годы блокады Ленинграда. Транспортный самолет Ли-2, защищавший небо Ладоги, установили комсомольцы Северо-Западного управления гражданской авиации. Орудия Б-13 с канонерских лодок Ладоги и 76-миллиметровое орудие с бронекатера Ладожской военной флотилии были установлены в 1977 году. В 2015 году музей был отреставрирован, обустроена территория комплекса, построена новая набережная, здание для крупных музейных экспонатов, отремонтирован речной буксирный корабль «Ижорец-8».

Музей находится в поселке Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, 58. Режим работы: среда–воскресенье с 11:00 до 18:00.

 

Битва за Ленинград продолжалась почти три года — 872 дня — и всё это время непрерывным потоком шли через Ладогу баржи с продовольствием, а зимой действовала ледовая трасса. Город-герой Ленинград помнит подвиг героев Дороги жизни, чтит память погибших и бережно заботится о ветеранах. К большому сожалению, участников тех далеких событий осталось очень мало, но благодарность им остается в сердцах жителей города и области.

 

Анатолий Дроздов

Вернуться к списку новостей