Новости Отрадного

Любовь на Ивановских порогах

1 сентября в Екатерининском зале краеведческого отдела Отрадненской городской библиотеки состоялась лекция «Образ Невы в поэзии». Библиограф, кандидат педагогических наук Юлия Андреева продекламировала отдельные стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева и интерпретировала их контексте отношений поэта с Еленой Александровной Денисьевой. Елена была племянницей инспектрисы Смольного института Анны Дмитриевны Денисьевой. Роман Фёдора Тютчева, который был женат, и юной девушки начался в 1850 году, и первые акты этой трагичной истории любви были «разыграны» в акватории Невы.

В августе 1850 года Фёдор Иванович оправился в путешествие по Ладожскому озеру. Его сопровождали старшая дочь Анна и ее приятельница Леля Денисьева.

Пароход следовал по Неве и преодолевал Ивановские пороги. Шел дождь, вода вздулась и потемнела, но рядом с любимой женщиной поэт не обращал внимания на превратности непогоды. Именно там, на Неве, начался новый этап в жизни Тютчева, и он был ознаменован созданием знаменитого Денисьевского цикла стихотворений. Фёдор Иванович сочинял эти произведения, вошедшие в сокровищницу любовной лирики, на фоне драматичных событий: рождения трех внебрачных детей, длительного разлада с супругой Эрнестиной Фёдоровной, неизлечимой болезни Елены Александровны и ее смерти от скоротечной чахотки в 1864-м.

Лектор акцентировала внимание аудитории на тематическом разнообразии и актуальности творческого наследия Ф.И. Тютчева. В качестве аргумента, позволяющего обосновать эту точку зрения, прозвучало стихотворение «Ужасный сон отяготел над нами», написанное поэтом в 1863 году в период Польского восстания:

Ужасный сон отяготел над нами,

Ужасный, безобразный сон:

В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,

Воскресшими для новых похорон.

 

Осьмой уж месяц длятся эти битвы,

Геройский пыл, предательство и ложь,

Притон разбойничий в дому молитвы,

В одной руке распятие и нож.

 

И целый мир, как опьяненный ложью,

Все виды зла, все ухищренья зла!..

Нет, никогда так дерзко правду Божью

Людская кривда к бою не звала!..

 

И этот клич сочувствия слепого,

Всемирный клич к неистовой борьбе,

Разврат умов и искаженье слова —

Всё поднялось и всё грозит тебе,

 

О край родной! Такого ополченья

Мир не видал с первоначальных дней…

Велико, знать, о Русь, твое значенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей!

В начале 1860-х для Европы была характерна антирусская солидарность. Господствовала идея всемерного ослабления России, и для этого разыгрывалась «польская карта».

Александр II стремился к достижению прочного умиротворения в этом неспокойном регионе Российской империи. Участники польского восстания 1830–1831 годов были полностью прощены. Ватикан управлял делами Польской католической церкви. Школьное дело перешло в ведение поляков. Наместник Царства Польского князь М.Д. Горчаков неизменно выказывал симпатию польскому народу и учитывал настроения населения при принятии административных решений. Однако все уступки и жесты доброй воли воспринимались мятежниками как «слабость врага» и лишь усиливали антирусскую деятельность.

В январе 1863-го в польских районах развернулось вооруженное восстание. Начались погромы имперских учреждений, православных храмов и домов простых обывателей. Вооружение повстанцев осуществлялось из-за рубежа. Вожди восстания ратовали не только за независимость, но и за отторжение от России обширных западных территорий, которые должны были войти в состав будущей Великой Польши.

Однако реальность заключалась в том, что Польша на тот момент могла существовать лишь в союзе с Россией. В ином случае она сделалась бы легкой добычей для Пруссии, глава правительства которой О.Бисмарк вполне определенно высказывался на сей счет, заявляя, что в случае победы повстанцев, «Пруссия будет действовать смело и займет Царство. Через три года там произойдет германизация». Правда, Париж и Лондон, опьяненные антирусской риторикой, не придавали значения такой перспективе. Маниакальный страх перед мифической гегемонией России помешал им увидеть реальную угрозу будущему миру в Европе, олицетворяемую динамичной экспансионистской политикой Бисмарка.

Таким образом, в ходе лекции, посвященной образу Невы в поэзии, были созданы условия для проведения исторических параллелей и формулировки историософских выводов.

В финальной части мероприятия прозвучало стихотворение Л.И. Хаустова «Бескозырки», отражающее подвиг героев Усть-Тосненской наступательной операции. А заключительным аккордом стала декламация поэтического посвящения Анны Ахматовой мальчику Вале Смирнову, жизненный путь которого прервался в блокадном Ленинграде в 1942 году. Анна Андреевна завершила свое стихотворение словами:

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

Юлия Андреева, библиограф Отрадненской городской библиотеки, кандидат педагогических наук

Вернуться к списку новостей