Новости Отрадного

Искусство в городе

 

С 12 по 14 июня на разных площадках Выборга состоялся фестиваль «Культурный ВыборГ. Адаптация». Областной театр «На Литейном» придумал и воплотил целую россыпь событий, чтобы раскрыть уникальный характер старинного города.

 

 

— Фестиваль проходит в пятый раз, впервые мы получили поддержку Президентского фонда культурных инициатив, что позволило нам значительно расширить и географию, и список участников, и даже направления фестиваля, — рассказал художественный руководитель и директор театра Сергей Морозов. — Если раньше в фокусе внимания был только Выборгский замок, то сейчас задействованы парк Монрепо, Дворец культуры, Батарейная гора, где сформирована детская программа. 

Однако не столько богатая афиша, сколько следование концепции отличает фестиваль от традиционного городского праздника. По мнению Сергея Морозова, в этом году фестиваль впервые полностью соответствует своему названию «Адаптация». 

— Раньше термин адаптация мы применяли к театральным постановкам, когда мы брали спектакли из стационарного театра и адаптировали их к историческим и природным ландшафтам Выборга. Сейчас наш фестиваль внедрился в пространство города спектаклями формата сайт-специфик, звуковыми лабораториями, — поделился Сергей Морозов.

Иными словами, «адаптация» означает, что не площадка приспосабливается под задачи художника, а художник приспосабливает свой язык под особенности площадки. Как если бы творческий десант приехал в отдалённый уголок ставить Шекспира, но вместо этого увлёкся красотой ладожских шхер или тишиной древнерусского храма. Вслушаться, всмотреться, записать, вспомнить — войти в резонанс с местом, пожалуй, и есть основная цель творческих лабораторий. 

Кстати, в создании эскизов приняли участие не только профессионалы. Материал для звуковой лаборатории под руководством режиссёра и композитора Дмитрия Мулькова собирали выборгские подростки. Ребята от 12 до 17 лет откликнулись на призыв театра в соцсетях.

— Задачей подростков было фиксировать абсолютно все звуки, которые они могли распознать, гуляя в лесу и в городе. Вот эти длинные списки на 70-80 источников звука стали основой инсталляции, — пояснил Дмитрий Мульков.

В результате получился аудиоспектакль без участия актёров. Слушатели собрались на экотропе парка Монрепо, меж сосен были расставлены bluetooth-колонки, а из колонок рефреном звучала фраза «Я стою среди леса и слышу, как…». Дрожали на ветру подсвеченные солнцем ветви, шумел ветер. Вслед за голосом, как в медитации, слушатель двигался от хаотичных звуков города к осознанию биения собственного сердца.

Местом действия сайт-специфик лаборатории стала недавно открытая после реставрации башня Святого Олафа. Английский термин site-specific обозначает проект, который невозможен в отрыве от конкретной локации. Его нельзя перенести на сцену: это спектакль в декорациях самой жизни.

Вначале зрителям эскиза пришлось «прощупать» башню изнутри: узнать количество ступеней, возраст, «частотный спектр» и «принцип распространения звуковых волн» в этом пространстве. Все эти технические подробности, прочитанные актрисой Анной Добранской, в общем-то, малопонятны обычному зрителю. Но поток терминов здесь и не служит целям просвещения, а скорее, призван отрешить участников от внешнего мира, направить их внимание на конкретный объект.

Основой действия (режиссёр Екатерина Августеняк) стал карело-финский эпос «Калевала». По мере подъёма к смотровой площадке доля стихотворных фрагментов в общем звуковом рисунке нарастала. Естественная кульминация восхождения уже не требовала никакого искусственного фона: выход наверх, к куполу башни, сам по себе потряс аудиторию — открылась панорама города! На спуске участники оценили удивительную акустику башни: отрывки из «Калевалы» прозвучали в исполнении вокалиста Эльдара Изетова.

Другим важным направлением фестиваля стала образовательная программа. Одна из лекций была посвящена современным музеям в разных уголках России. Эксперт по социокультурному проектированию территорий Мариам Андреасян рассказала, в частности, о Музее судьбы русской деревни в селе Учма Ярославской области. Пример этого музея показателен: не так давно музей создала семейная пара, а его «героями» стали простые жители села и Мышкинского района. В прошлом году спектакль из Учмы «Охотинские. Мужской род» получил престижную театральную премию «Золотая маска».

По мнению Мариам Андреасян, в Ленинградской области тоже есть прекрасные, но ещё недооценённые музейные объекты. Спикер посоветовала каждому посетить Музей им. Павлова в Колтушах Всеволожского района, а также выразила надежду, что обновлённый Музей-заповедник Монрепо будет запечатлён на видео с учётом современных технологий видеосъёмки и монтажа.

 

Александра Сидорова
Фото автора

Вернуться к списку новостей

На нашем сайте использются cookie-файлы (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и повышения удобства пользователей. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности. Запретить обработку cookie можно в настройке браузера.