Новости Отрадного

Звезда двух императоров

Наш город, Отрадное, располагается на берегу Невы. Отсюда рукой подать и до Ладоги, и до Финского залива. В Кировском районе строятся и спускаются на воду суда разного назначения. Наши инженеры-кораблестроители покоряют поля международных промышленных форумов, а их творения бороздят моря мира. Поэтому все «водные праздники» — повод для гордости и поздравлений местных жителей.
А таких праздников летом немало: 25 июня был День моряка, 29 июня — День кораблестроителя, 7 июля — День работников морского и речного флота, а 14 июля будет День рыбака в Ленобласти. В качестве подаркам всем причастным, интересующимся и просто мечтающим о прогулках по волнам мы подготовили небольшой исторический материал о яхте «Полярная звезда», которая служила двум российским императорам, участвовала в нескольких войнах, познала, каково это — опуститься на дно, но всё равно осталась в веках, благодаря своей художественной, исторической и мемориальной ценности.
РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
Проектирование крейсерской яхты «Полярная звезда» с соответствующим артиллерийским вооружением, которая в мирное время была бы способна «вполне отвечать всем требованиям службы современной императорской яхты», началось в 1884 году. В 1888-м на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге судно было заложено в присутствии императорской четы — Александра III (который, кстати, был увлеченным рыболовом) и Марии Фёдоровны — и высших должностных лиц Морского министерства; через два года — спущено на воду, а еще через год, после испытаний — принято в состав кораблей Балтийского флота. Водоизмещение яхты составляло 3949 тонн. Судно могло идти со скоростью 17 узлов и требовало почти 400 человек экипажа. На борту, помимо прочего, имелись церковь и даже коровник с каютой для коровницы.
ПЛАВУЧИЙ ДВОРЕЦ
Император Александр III и императрица Мария Фёдоровна путешествовали на «Полярной звезде» по всей Европе. В июне 1894 года цесаревич Николай Александрович отправился на яхте в Великобританию для встречи с невестой — принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской. «Величественно входила в небольшой копенгагенский порт темно-синяя красавица — яхта «Полярная звезда», окаймленная по борту массивным золотым канатом. Перед ней бледнела ее соперница, стоявшая тут же на рейде, — яхта английской королевы Александры, сестры Марии Фёдоровны», — вспоминал граф А.Игнатьев в книге «Пятьдесят лет в строю». Императорские покои на яхте по искусности отделки и комфорту не уступали дворцовым. С 29 июня по 15 сентября в Готической библиотеке Зимнего дворца в Эрмитаже открыта выставка предметов мебели с яхты «Полярная звезда». Эти вещи подарил музею российский промышленник, меценат М.Карисалов. В экспозиции можно увидеть два стола, кресло, два полушкафа, туалетное зеркало, шкаф для хранения бумаг и другие предметы, выполненные в 1898–1991 годах на фабрике Н.Свирского по рисункам архитектора Н.Набокова. Фабрика была знаменита на весь мир и специализировалась на изготовлении вещей, украшенных в технике деревянной мозаики с ювелирной детализацией наборного рисунка, которая позволяла передавать тончайшие переливы цвета. Создание обстановки всех помещений «Полярной звезды» стало одной из самых значительных работ Свирского. Вот как писал об этом корреспондент «Правительственного вестника»: «Это нечто исключительное и совершенное по своему изяществу; здесь нет блестящей, бросающейся в глаза роскоши, но есть роскошь художественная… Из Императорской столовой дверь ведет в будуар Государыни императрицы; здесь стены и мебель обтянуты английским вощеным кретоном; шкап, туалет, письменный стол и двери покрыты превосходной инкрустацией…»
ДРУГАЯ ЖИЗНЬ
Летом 1905 года на борту яхты был подписан Бьеркский договор между германским императором Вильгельмом II и Николаем II. Во время Первой мировой войны яхта стояла в Петрограде, а в начале июня 1917-го перешла в Гельсингфорс, где на ней разместился Центральный комитет Балтийского флота. После революции, в феврале-мае 1918-го «Полярная звезда» участвовала в Ледовом походе по спасению российских кораблей от захвата германскими и финскими войсками. В 1930-х яхта была переоборудована в плавбазу подводных лодок, во время Советско-финской и Великой Отечественной войн обеспечивала их выход на боевые задания. В 1941-м судно стояло на Неве напротив Зимнего дворца и снабжала электроэнергией помещения Эрмитажа. В 1944-м «Полярная звезда» дислоцировалась в Турку и обеспечивала боевую деятельность бригады подводных лодок. В 1954 году яхту переоборудовали в плавказарму, а в 1961-м — в корабль-мишень для испытания противокорабельных ракет. В результате чего «Полярная звезда» затонула в Рижском заливе, сев на грунт, и в начале 1970-х была отправлена на слом. Правда, помимо предметов обстановки с нее были спасены и некоторые другие вещи. Например, иллюминатор, в частном порядке снятый одним из рабочих с корпуса яхты при ее утилизации, в сентябре 2011 года был передан представителю Объединения членов рода Романовых в Санкт-Петербурге.

Жанна Мозговая

Портрет императора Александра III. Художник А. фон Бутлер. 1880-е


Предметы обстановки с яхты «Полярная звезда» на выставке в Эрмитаже

 

Вернуться к списку новостей

Берегись, не обожгись!

Сотрудники госпожнадзора на регулярной основе проводят профилактические рейды противопожарной безопасности в садоводствах