Евфросиния Полоцкая: путь подвижничества
С 16 по 22 октября в Казанском кафедральном соборе в Санкт-Петербург каждый верующий мог поклониться преподобной Евфросинии Полоцкой, ковчег с частицей мощей которой был привезен из Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря (Полоцк, Белоруссия). Событие было приурочено сразу к нескольким значимым датам: 920-летию со дня рождения Евфросинии Полоцкой; 785-летию заключения первого союзного договора между князем Александром Невским и князем Брячиславом Полоцким (Северо-Восточной и Белой Русью) и 25-летию подписания договора о создании Союзного государства России и Белоруссии. Далее святыня отправилась в Екатеринбург.
Евфросиния Полоцкая (в миру Предслава) — одна из самых почитаемых белорусских святых, инокиня и просветительница периода Полоцкого княжества, считается покровительницей женского монашества и первой женщиной-библиотекарем на Руси. Жила в XII веке. Праправнучка равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, родилась в семье полоцкого князя Георгия Всеславича.
По традиции княжеские дети тогда выходили за избранников того же сословия. Но у Предславы с детства проявился интерес к иному призванию: она выучилась грамоте, много читала Священное Писание, в том числе Псалтирь. Когда девушке исполнилось двенадцать лет и к ней стали свататься, она сказала, что не хочет выходить замуж, и останется невестой Христовой. Родители были поражены таким решением. Но Предслава приняла твердое решение и приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии стала жить при Софийском соборе, где в храмовом скриптории переписывала, а возможно, и переводила книги, вела активную миротворческую и просветительскую деятельность. Построила на свои средства две церкви в Полоцке, основала в Сельце недалеко от Полоцка Спасо-Преображенский женский монастырь, который впоследствии был назван в ее честь. Став игуменией, обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году усердием Евфросинии был построен Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до нашего времени. Также преподобная основала Богородицкий мужской монастырь, в который, по ее просьбе, Константинопольский патриарх Лука послал список с чудотворной иконы «Богоматерь Одигитрия Эфесская». Оба монастыря стали центрами просвещения в Полоцком княжестве. При них работали учильни, библиотеки, скрипторий, богадельня, иконописная и ювелирная мастерские.
Преподобная Евфросиния для многих стала духовной матерью, ведя благочестивую христианскую жизнь в дни, полные междоусобной брани князей. Незадолго до смерти она отправилась в паломничество по святым местам и в 1167 (по другим сведениям, 1173) году умерла в Иерусалиме. Сначала была похоронена в монастыре святого Феодосия, затем тело святой перенесли в Киево-Печерский монастырь, а в 1910-м — в Полоцк, в основанный ею монастырь.
Местное церковное почитание преподобной в Полоцкой земле началось уже в конце XII века. Общая же служба святой была утверждена Русской Православной Церковью в 1893 году.
Что касается образа святой, то он довольно известен. Во-первых, благодаря спискам с иконы Спасо-Преображенского монастыря, которые были широко распространены во второй половине XIX — начале XX века. (Сама икона была утрачена после 1917 года, но ее иконография и отчасти стиль повторяются в сохранившихся образцах иконописи, монументальной живописи и графики. На первообразе Евфросиния была представлена в рост, стоящей на облаке, в монашеском одеянии, с наперсным крестом, в деснице — крест 1161 года, четки на локте, в левой руке — белая лилия, на слегка склоненной вправо голове — закрытый венец, два слетающих с небес ангела венчают ее зубчатой короной. Под фигурой — пейзаж с видами полоцких храмов и монастырей.) А во-вторых, благодаря художнику В.Васнецову, изобразившему Евфросинию в центральном нефе Владимирского собора в Киеве, где святая представлена в рост в образе молодой женщины в монашеской одежде, которая смотрит вверх, ладони рук соединены в «замок» возле груди.
Жанна Мозговая