По нынешним временам звезды столичной сцены бывают в Отрадном нечасто, а вот сто с лишним лет назад, когда на месте города еще был поселок, дела обстояли иначе. В начале XX века в поселке Отрадное находилась дача артиста Александринского театра, писателя, драматурга, режиссера, педагога, общественного деятеля, серба по происхождению Василия Пантелеймоновича Лучича (1852–1912), прославившегося в России под сценическим псевдонимом Далматов. Здесь он репетировал роли, принимал друзей и знакомых.
Василий Далматов был личностью известной. Начал играть в Одессе на любительской сцене, затем выступал в Московском общедоступном театре и Пушкинском театре А.Бренко. В первом спектакле Русского драматического театра Ф.Корша сыграл Хлестакова в «Ревизоре» Н.Гоголя. С 1884-го по 1894-й и с 1901 года до конца жизни служил в Александринском театре. Был директором театральной школы А.Суворина. Писал пьесы («Труд и Капитал», «Облава», «Бес корысти опутал» и др.), фельетоны, рассказы и повести из театральной жизни.
Всегда окруженный пылкими поклонницами, любимец дам Василий Далматов всячески скрывал свой возраст. Лично знавший артиста мемуарист А.Р. Кугель вспоминал: «Он был подвержен многим — о, очень многим человеческим слабостям. Например, молодился изо всех сил. Однажды он посетил своего сына, жившего где-то под Шлиссельбургом (в Отрадном. — Ред.). На пристань сын вышел провожать Далматова с маленьким внуком на руках и, когда пароход стал отчаливать, крикнул: «До свидания, папа!» Разумеется, Далматова вся публика отлично знала в лицо. Но он нашелся: приподнял свой серый цилиндр и крикнул в ответ: «Шутник Иван Иванович!» — и погрозил пальцем» (А.Р. Кугель «Листья с дерева. Воспоминания». — Л., 1926. С. 27-28)
Любознательные читатели найдут как книги самого артиста, так и издания о нем. В частности, сохранилось письмо артиста к драматургу и журналисту В.К. Божовскому, где Василий Пантелеймонович рассказывает о своей даче: «Жил на берегу Невы, в имении «Отрадное», в тридцати верстах от Петербурга… Никаких развлечений у нас нет, кроме рыбной ловли и охоты. Но я не развлекаюсь этим душегубством. Я понимаю этот спорт как неизбежную борьбу за жизнь. Но как развлечение — презираю... У нас такая тишина и красота природы на Неве, что если бы климат был благоприятнее — больше и желать нечего. Горизонт, закаты солнца — очаровательны. Живописные берега, лес, быстрое течение Невы привлекают сюда многих любящих природу… Вот вам… снимок моей обители на высоком берегу Невы у самой воды, без которой я жить не могу. Не удивляйтесь, что на фотографии я выгляжу таким черным. Это я так загорел, как уверяла дама-любительница, фотографировавшая меня…»
Самым примечательным на даче был «Далматовский монумент». Газеты писали: «В Отрадном по реке Неве, на 34-й версте от Петербурга, находится дача покойного артиста Императорских театров Далматова. Рядом… поставлен памятник-бюст Петру I. Публика и особенно окрестные крестьяне принимают этот монумент за памятник Далматову».
В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга есть «Дело о залоге недвижимого имущества артиста Императорских Петроградских театров Лучича В.П. (в театре — Далматов), капитана запаса инженера-механика Лукьяновского А.Н., его жены Лукьяновской А.П. по Архангелогородскому шоссе №36А; пос. Отрадное, Шлиссельбургский уезд» (ф. 1546, оп. 2 д. 3409. 15.07.1910–9.07.1915), а также планы участков земли и строений, закладывавшихся владельцами, в том числе и Лучичем-Далматовым (ф. 1546, оп. 5, д. 2176. 1910). Однако было бы интересно найти точное место, где стоял далматовский дом. Вся надежда на краеведов и знатоков истории нашего города!
Марина Лермонтова
Василий Далматов. Рисовал П.Ф. Борель, гравировал И.И. Матюшин. Журнал «Всемирная иллюстрация» (1885 г, Т. 34, № 871, с. 216)
Василий Далматов. Неизвестный фотограф. 1900-е. Фонд Александринского театра