Новости Отрадного

Лучшие уходят первыми

30 апреля не стало Веры Ивановны Поздняковой, первого директора музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». 8 мая состоялись отпевание в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Кировске. В этот день помянуть Веру Ивановну пришло много верных друзей, которые вспоминали ее как Человека с большой буквы. Мы публикуем воспоминания тех, кому довелось работать вместе с В.И. Поздняковой, чтобы сохранить память об этом уникальном человеке, так много сделавшем для нашего города и района.

 

Ушла Вера Ивановна Позднякова… В последние годы она жила у дочери, в США, болела, лечилась, боролась. По натуре Вера Ивановна всегда была борцом! Дочь потомственного казака, она всегда была увлечена и смела в своих идеях. Благодаря Вере Ивановне сложилась танковая экспозиция у диорамы «Прорыв блокады Ленинграда». Много лет В.И. Позднякова возглавляла этот музей. Именно она добилась того, что в Кобоне начались восстановительные работы Никольской церкви не только как храма, но и как памятника Дороге жизни. Много хорошего, дерзкого и выдающегося сделала Вера Ивановна, сохраняя ту самую историческую память о войне, о которой так много говорится сегодня. Вера Ивановна, Царствия Вам Небесного! Мы помним о Вас, скорбим и выражаем искренние соболезнования близким и родным!

Людмила Сутягина, бывший научный сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»

 

Далекий 1986 год. Перелом эпох. Время густого застоя и отсутствия какого-либо ветра перемен, привычное жужжание слов про «ускорение», которые не значили НИЧЕГО ни для кого из нас. Я выпускница исторического факультета Иркутского государственного университета имени А.А. Жданова, боец идеологического фронта.

Моя первая работа. Мой первый директор — Вера Ивановна Позднякова, всего на одиннадцать лет старше меня, неоперившейся. Эту малость разницы я осознала вот только недавно — когда прощались. Тогда же она представлялась чем-то недостижимым — вожак комсомольской организации крупного предприятия, создатель и организатор музея, круглосуточный директор.

Вера Ивановна — абсолютно архетипичный представитель своего времени, директор из фильмов советского реализма, мать-отец для всех сотрудников коллектива и членов их семей; никаких подчиненных, социальных границ и менеджмента организации. Знала всё обо всех, в беде помогала, опекала и чувствовала себя ответственной за всё и вся, у нас происходившее. Музей и все мы были ее личной ответственностью и жизнью. Это очень сложно, это невыносимый груз, это работа на износ. И при этом такого смешливого начальства у меня потом не было никогда — Вера Ивановна смеялась от души и веселые истории рассказывать умела как никто, в том числе и о себе самой. В нашу последнюю встречу несколько лет назад, когда Позднякова приезжала уже из-за океана, она так же смеялась и с удовольствием слушала вместо торжественных тостов забавные воспоминания и курьезы из своей собственной истории.

Особенно весело вспоминали «время перемен»: как мерзли в подвальном кабинете директора музея-диорамы, заваривали крапивный чай, делились бутербродами из «чего Бог послал», когда резко менялось всё и зарплату месяцами забывали заплатить не только нам.

Знаю, что свой пост Вера Ивановна оставляла с камнем на сердце. Она невероятно тяжело это пережила! Не забывала о музее никогда, пропагандировала историю блокады даже там, в далекой Америке.

Вера Ивановна обладала гиперчутьем и интуицией. Всё, что она начала, затеяла вопреки многому, стало трендом новой эпохи и нового музея, который идет вперед, не вспоминая о той, кто создала диорамный комплекс, придумала заповедник, открыла выставочный зал, собирала фонды, подняла первый танк…

Светлая память, первый директор!

Мария Яковлевна Фоченкова, бывший научный сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»

 

Я пришла в музей в 1993-м, за год до Евгении Николаевны Толстенко и за несколько лет до Александры Фёдоровны Зуевой. Выражу единодушное мнение, что для всех нас работа всегда была в радость, диорама и выставочный зал стали родным домом. Нам сразу понравилась наш директор как руководитель и замечательный человек. Вера Ивановна относилась с большим уважением и пониманием ко всем сотрудникам, независимо от должности. Переживала за всё и не боялась никакой работы. Например, могла вместе со всеми драить полы, отмывать кафель перед открытием выставочного зала. Помню, как один из бывших сотрудников отдела культуры вспоминал, что Вере любое дело можно доверить, она его сделает на пять с плюсом. А Александра Фёдоровна помнила Веру еще по работе на Дубровском заводе как яркого и активного комсомольского лидера.

Вера Ивановна была очень демократичным директором: всегда советовалась с коллективом, никогда не садилась есть в одиночку — приглашала всех сотрудников, делилась своей едой. Посетителей встречала с улыбкой, часто угощала чаем; была щедрым и дружелюбным человеком. Ее любили все вокруг: создатели диорамы, ветераны, учителя, школьники, представители общественности, музейщики Санкт-Петербурга и Ленинградской области… Последние по традиции на 9 Мая приходили к Вере Ивановне, вместе с ней объезжали мемориалы заповедника и отмечали дорогой для сердца праздник. Видно было, каким авторитетом пользовалась у всех В.И. Позднякова. Несмотря на сильную загруженность, она успевала для каждого своего посетителя выкроить время, поговорить о деле, предложить чаю.

Мы все ее очень жалеем и безутешно скорбим. Царствие ей небесное и светлая память.

Татьяна Николаевна Головнина, бывший сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»

 

30 апреля пришла печальная весть о кончине Веры Ивановны Поздняковой, первого директора музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Более 25 лет она отдала служению нашему музею, приложила немало сил и стараний для создания диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» и экспозиции «Танки прорыва», возрождения храма Николая Чудотворца в деревне Кобона, сохранения памяти о Великой Отечественной войне и культурного наследия Ленинградской области. Мы благодарны ей за всё это и за огромный вклад в военно-патриотическую работу города, района и области. Светлая память!

Денис Валерьевич Пылёв, директор музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»

 

Вера Ивановна осталась в моей памяти очень отзывчивым и внимательным человеком. Когда у меня случились проблемы со здоровьем, она приложила все усилия для организации моего лечения. Также благодаря ей и Г.И. Вавилиной я смог часто работать в ЦАМО в Подольске. Результатом этой работы стали мои публикации по истории Невского пятачка и Кировского района. Светлая память о ней сохранится до конца моей жизни.

Олег Алексеевич Суходымцев, научный сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»

 

Тяжело, когда уходят близкие люди; невыносимо тяжело, когда уходит друг… Вера Ивановна всегда была надежным товарищем; человеком, который хорошо знал свое дело. У нее была активная и твердая жизненная позиция. С ней было интересно работать и учиться работать у нее. До последнего момента мы разговаривали по Скайпу. Незадолго до своего ухода она попыталась попрощаться со мной, но это невозможно было перенести, и я стал вспоминать веселые истории, чтобы рассмешить ее. Когда-то Вера Ивановна сама в трудных жизненных ситуациях пыталась так спасать от депрессии себя и других. Она была очень мудрой и очень доброй. Про нее тяжело говорить «была». Она навсегда останется с нами… Самое главное в жизни — время. Хотел бы вернуть его назад, чтобы еще хоть раз посидеть с Верой Ивановной и поговорить.

Игорь Девятников, клуб «Поиск», Республика Беларусь

 

Когда я начала писать исследовательскую работу по истории создания музея-диорамы, Вера Ивановна уже жила у своей дочери в США. Но вместе с моим учителем Галиной Владимировной Афанасьевой мы разговаривали с первым директором музея по Скайпу. Я задавала вопросы, записывала ответы. Также мне удалось частично поработать с архивами фотографий периода строительства диорамы.

Я увидела, что Вера Ивановна очень знающий, открытый и невероятно дружелюбный человек. Двадцать пять лет жизни отдала она своему детищу, став первым директором знаменитого теперь на всю страну музея. Она пришла сюда в 1983 году, задолго до открытия диорамы. Являясь успешным культработником и имея за плечами обучение в высшей комсомольской школе (ВКШ) в Москве и опыт руководства комсомольскими организациями крупных предприятий города Кировска, Вера Ивановна самоотверженно начала трудиться на новом месте. Необходимо было в кратчайшие сроки изучить материалы по прорыву блокады Ленинграда, написать исторические справки, составить экскурсии и подготовить экскурсоводов, начать собирать фонды, осуществляя при этом еще и хозяйственную деятельность.

Веры Ивановны хватало на всё! Она не знала покоя ни днем, ни ночью: на диораме случались протечки и потопы, выходили из строя калориферы (система обогрева), вентиляция, световое и звуковое оснащение, замыкало электричество, не закрывались до конца огромные и очень тяжелые металлические двери (тогда музей ночью даже приходилось охранять дежурным милиционерам Ладожского моста, а днем срочно устраняли проблему). Все беды объяснялись тем, что изначально коммуникации нового музея не были хорошо продуманы (долгое время отсутствовал даже туалет!). Не хватило времени на создание инфраструктуры для полноценного музейного комплекса, так как первоначально планировалось только мозаичное панно в пандусе моста. Для защиты картины и макета все время приходилось ремонтировать и доделывать внутренние помещения, однако директор диорамы и ее сотрудники работали так, что посетители даже не догадывались о существовавших технических проблемах и продолжали получать неизгладимые впечатления от всего комплекса.

Вера Ивановна никогда не считалась со своим личным временем, жертвовала всем ради любимого музея. Ее собственная дочь Настя буквально выросла на диораме! Директор обладала удивительным умением убеждать и притягивать к себе творческих людей — так появился союз единомышленников и друзей диорамы. За короткий срок были созданы фонды музея, организовано много военных выставок, велись научные разработки, издавались книги и буклеты. Вера Ивановна с жадностью познавала все новое, постоянно училась сама и обучала своих сотрудников.

Уникальная танковая экспозиция перед диорамой является именно ее заслугой. Она буквально «костьми легла», мобилизовала весь свой талант, использовала нужные связи, чтобы ни один танк, поднятый на территории Кировского района, не был вывезен в Москву, как настаивало на том Министерство обороны СССР.

Вера Ивановна умела находить деньги на музейные мероприятия порой самыми невероятными способами. Так, один из танков был поднят со дна Невы на деньги компании «Мегафон», представителям которой В.И. Позднякова пообещала, что их баннеры будут растянуты в месте подъема танка и станут транслироваться по всем телеканалам. Благодаря ей были восстановлены некоторые храмы, в том числе церковь Николая Чудотворца в деревне Кобона, принимавшая в годы блокады переправлявшихся по Дороге жизни людей. Храм дорог сердцу каждого ленинградца, прошедшего по этому трудному пути. Невозможно перечислить все заслуги Веры Ивановны перед музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда», перед городом Кировском и Кировским районом!

Вера Ивановна Позднякова имела множество правительственных и церковных наград. Ее имя широко известно в нашей стране и за рубежом. В моей исследовательской работе, с которой я участвовала в различных конкурсах, Вере Ивановне уделено много внимания. Благодаря ей диорама стала центром большого музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», а значит, история о защитниках нашего родного края не канет в Лету.

Вера Ивановна — настоящий патриот своей родины: она не только не дала забыть о великой роли боев, проходивших на Кировской земле, но и отдала все свои силы на создание музея-заповедника по прорыву блокады Ленинграда. Светлая ей память!

Валерия Львова, ученица 11 класса МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова»

 

Вера Ивановна Позднякова — с этим именем у меня связаны самые важные годы жизни. Вместе с ней я восстанавливал храм в Кобоне, участвовал в обустройстве танковой экспозиции на преддиорамной площади, спешил сделать еще немало добрых и полезных дел как для музея, так и для себя лично. Заниматься сохранением памяти о героях Великой Отечественной войны — что может быть значимее?

Именно Вера Ивановна дала новый импульс моему поэтическому творчеству, она всем рассказывала про меня, предлагала познакомиться с моими стихами заинтересованным людям, организовывала мои первые выступления перед слушателями. Она сразу поверила в меня и заставила поверить многих других, пока я сам не приобрел уверенность в собственных силах. Вера Ивановна была очень интересным человеком, она умела видеть далеко вперед. У нее я учился правильному отношению ко всему: к делу, к людям, к миру в целом.

Я очень благодарен судьбе за то, что она свела меня с такой выдающейся личностью, как Вера Ивановна Позднякова.

Валентин Александров, поэт

 

В правой части полотна диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» изображен уникальный момент: хрупкая медсестра и санитар уводят с передовой раненого танкиста, взор которого обращен к уходящим в атаку товарищам. Этот взгляд выражает непреодолимую тоску от того, что боец рано выбыл из строя. Сколько смыслов вложил в изображенную сцену художник, ветеран войны Фёдор Васильевич Савостьянов! Как прозорливо и талантливо запечатлел в образе медсестры директора диорамы Веру Ивановну Позднякову! Девушка немного согнулась от тяжелой сумки, взвалив еще и раненого на себя, а не на санитара, едва прописанного художником и за которого танкист лишь слегка держится. Она тяжело, но уверенно двигается вперед, невзирая ни на какие трудности, ни на какие опасности! Как это похоже на Веру Ивановну: всё тянуть на себе, всем подставить плечо, не стонать, двигаться только вперед; быть верной порученному делу.

И вот ее не стало. Пусть далеко жила в последние годы, но мы общались, знали, что она есть: набери только номер и услышишь родной приветливый голос человека, с именем которого связана история одного из самых крупных и знаменитых музеев не только в Ленинградской области, но и в России. Все же чаще звонила она сама: скучала, переживала, радовалась нашим успехам, сохраняла бодрость до последних трудных дней. Память о ней всегда будет жить в наших сердцах, сердцах тех, кто знал ее, работал с ней, любил ее…

Мне кажется, что она по-прежнему рядом, смотрит на нас, тепло улыбается и верит (она же Вера!), что мы сохраним всё, чему она посвятила свою жизнь.

В.В. Познер не успел спросить у нее, с чем она предстанет перед Богом. Мне кажется, мы могли бы ответить за нее словами В.Высоцкого:

 

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед ним.

 

Районная газета «Ладога», поздравляя Веру Ивановну с 50-летием, писала: «Под ее руководством были благоустроены 25 воинских захоронений, в Кировске был создан выставочный зал, оборудованы фондохранилище и научная библиотека. Благодаря авторитету В.И. Поздняковой многие крупные музеи Санкт-Петербурга предоставляют для экспонирования уникальные материалы из своих коллекций. Музей-заповедник участвует в различных выставочных проектах в других музеях. Большое внимание В.И. Позднякова уделяет работе с ветеранами, блокадниками, общественностью. Одним из главных дел в последние пять лет для Веры Ивановны стало восстановление блокадного храма — церкви святителя Николая Чудотворца в деревне Кобона, форпоста Дороги жизни. Здесь в полной мере проявились ее организаторские способности, настойчивость в достижении цели, умение привлечь и воодушевить самых разных людей... Вера Ивановна пользуется заслуженным уважением коллег не только Северо-Запада, но и всей России». Статья была подписана главой администрации Юрием Алфёровым и председателем МС Евгением Ларионовым.

Вера действительно покинула свой пост не с почестями и наградами, какие должна была получить с лихвой за четверть века беззаветного служения музею, а с горькой болью за тех, кто долгие годы был рядом, пользовался ее добротой и подставил, предал. Эта боль прорвалась букетом болезней, среди которых случилась и самая страшная. Думаю, все мы должны хотя бы сейчас исполнить свой долг перед нею: увековечить в музее-заповеднике ее память, а заодно и других создателей диорамы, труд которых так и не был отмечен высокими правительственными наградами. Александра Афанасьевна Бондарь, возглавлявшая в тот период исполнительную власть в районе и тоже все силы отдавшая сооружению военно-исторического комплекса у Ладожского моста и созданию музея-заповедника, готова написать об этапе строительства книгу. Жаль, что Вера Ивановна ее уже не прочтет.

Говорят, лучшие уходят раньше. Это вовсе не означает, что остаются только худшие, просто есть в нашей жизни маяки, что ведут за собой и освещают путь другим. Только и сгорают они быстрее, сжигают себя ради главного дела, которому служат, ради других людей. Еще говорят: неважно, как и когда ты ушел, намного важнее — кем ты был.

Галина Афанасьева, бывший сотрудник музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда»

Вернуться к списку новостей