Ладога в блокаду: телефонная связь и трубопровод для перекачки нефтепродуктов
В этом году мы отметили знаменательную дату, напрямую связанную с нашей любимой землей, — 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Именно на территории нашего региона шли самые кровопролитные и ожесточенные бои с врагом, развернулась масштабная битва за Ленинград, к спасению которого приложили руку не только военные, но и гражданские. Мы уже писали о Дороге жизни, проходившей по льду Ладожского озера, но все еще мало кто знает о том, что по дну Ладоги были проложены не менее важные магистрали: телефонный кабель и первый в мире подводный трубопровод для перекачки нефтепродуктов.
Устойчивая связь
С первых дней блокады прервалась телефонная и телеграфная связь Ленинграда с Москвой, а радиопереговоры затрудняли немцы, создавая помехи в эфире. Это не устраивало ни Верховного главнокомандующего, ни руководителей города. Через Ладожское озеро протянули военно-полевой кабель, но он постоянно выходил из строя. И тогда родилась фантастическая идея — провести телефонную линию под водой.
29 октября 1941 года к западному берегу озера доставили на барже многожильный бронированный кабель длиной в 40 километров. Далее за дело взялись подводники, среди которых была первая в истории женщина-водолаз Нина Соколова. Несмотря на сильный шторм, они проложили кабель за восемь часов, и Ленинград получил линию связи из тридцати каналов, которая безотказно действовала всю войну.
Топливо для Ленинграда
К ноябрю 1941 года в осажденном городе, где остро не хватало продовольствия и медикаментов, начался еще и топливный голод — на складах оставалось лишь 800 тонн бензина. Это суточная норма для города, державшего оборону. Грузовые автомобили были оборудованы газогенераторными установками, которые работали на древесном сырье, но они не могли справиться со всеми задачами. Надвигался транспортный паралич. Даже пожарные расчеты передвигались пешком. А ведь горючее требовалось не только жителям города и предприятиям, но и войскам Ленинградского фронта.
В СССР с 1939 года существовал трест «Нефтепроводпроект», занимавшийся проектированием магистральных трубопроводов. Сотрудники этого института разрабатывали планы подводных магистралей. Свои предложения имелись и у гидрографов, и у водолазов, хотя опыта сооружения таких магистралей в мире еще не было. А толчок к реализации инициативы дала Нина Соколова, в феврале 1942-го рассказав о возможности проложить подводную топливную артерию инженер-генералу Ивану Зубкову, который руководил строительством Дороги жизни.
25 апреля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны о строительстве на Ладоге трубопровода. Главным инженером проекта стал один из его инициаторов — Давид Шинберг, ведущий сотрудник «Нефтепроводпроекта». Секретный объект получил наименование «Особое строительство №6 Наркомстроя».
Москва идею поддержала, но не могла помочь ни техникой, ни ресурсами. Всё приходилось изыскивать в Ленинграде и окрестностях. К счастью, после довоенного промышленного бума в Северной столице сохранилась бесхозная продукция. Трубы нашли на Ижорском заводе в Колпино, резервуары для бензопровода — на нефтебазе «Красный нефтяник», насосы с необходимыми характеристиками — на складе на Васильевском острове.
Первоначально линию хотели тянуть до одной из ленинградских нефтебаз. Тогда ее протяженность составила бы 50 километров. Однако для такой магистрали не хватало труб, да и скрыть от немцев столь масштабное строительство было бы трудно. В итоге сливную эстакаду, головной склад горючего и насосные установки смонтировали на мысе Кареджи на восточном берегу Ладоги, а конечным пунктом стала железнодорожная станция Борисова Грива на западном. Там была устроена наливная эстакада — и уже по рельсам, по знаменитой Ириновской дороге, цистерны с топливом доставлялись в Ленинград.
Работы велись всего в 2–3 километрах от линии фронта и должны были быть завершены к 20 июня. Трубы подвозили к Ладоге в ходе строительства, ночами, с соблюдением конспирации. Из сваренных труб получали двухсотметровые соединения, которые испытывали водой и керосином, а затем покрывали антикоррозийной изоляцией. Трудиться приходилось в укрытии. В начале мая удалось спаять первый стык будущей трассы. 14 июня вся озерная часть магистрали была готова: хватило пятнадцати дней, чтобы соединить в линию 15 плетей длиной в среднем по 1,5 километра.
Длина трубопровода составила 35 километров, 27 из них прошли по дну озера. Трубопровод испытали прокачкой воды, а затем керосина под большим давлением. Из 5800 сварных стыков незначительный дефект был обнаружен только на одном, да и то без утечки. Водолазы под руководством Н.Соколовой тщательно обследовали трубопровод на случай возможных изъянов. С судов велось наблюдение за поверхностью озера: не появляются ли масляные пятна, нет ли протечек? Система работала безупречно.
Утром 19 июня 1942 года правительственная комиссия подписала акт приемки трубопровода, а уже к вечеру следующего дня в Ленинград стало поступать драгоценное топливо. Трубопровод — и это тоже было впервые в мировой практике — попеременно прокачивал разные виды горючего: автомобильный бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо. Пропускная способность достигала 150 тонн топлива в сутки.
Артерия жизни практически безаварийно действовала двадцать месяцев. За это время Ленинград получил через Ладогу более 40 тысяч тонн нефтепродуктов. Это около 30% всего горючего, доставленного с Большой земли в блокадный город. Удивительно, но фашисты так и не узнали об этом секретном объекте, спасавшем осажденный ими город.
Анатолий Дроздов при содействии ПАО «Транснефть»