Объясните, что люди бывают разными — одни быстро бегают, а другим трудно передвигаться, кто-то плохо слышит или лишен зрения, кто-то любит поболтать, а иные общаются на языке жестов… У всех нас есть сильные стороны и слабости. Все мы равные члены общества.
Говорите не о конкретных диагнозах, а о том, как они проявляются в поведении человека. Поясните, что аутизм, синдром Дауна, ДЦП — особенности развития. Этим нельзя заразиться, и неправильно называть таких детей больными.
Предупредите: некоторые особенные дети могут громко кричать, размахивать руками, у них необычная мимика. Не нужно бояться, они неопасны и неагрессивны. Просто им бывает трудно выразить чувства и эмоции, у них повышенная чувствительность к звукам, запахам, тактильным ощущениям.
Расскажите о правилах общения с такими детьми:
- уважай личные границы собеседника, перед началом разговора убедись, что он готов общаться;
- предупреждай, что хочешь сделать: «Я дам тебе игрушку», «Я возьму тебя за руку»;
- прежде чем передвинуть человека на коляске, спроси его разрешения;
- общаясь с плохо слышащими, со слабовидящими, а также с детьми с ментальными нарушениями, говори внятно, короткими фразами. Не торопись, жди ответной реакции.
Такой разговор с детьми должен состояться прежде, чем они столкнутся с людьми с инвалидностью. Если ребенок будет готов, то страх, а тем более конфликтная ситуация не возникнут.