История

Блокада Ленинграда. Часть 5

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Дорога жизни

Дорога жизни связывала блокадный Ленинград со страной с 12 сентября 1941 по март 1943 года и была настоящим чудом на Ладоге, ибо ее строительство, обслуживание и эксплуатация сопровождались огромными трудностями, лишениями, опасностями и трагическими случаями. По бушующей воде или по трещавшему льду с Большой земли по ней везли в город продовольствие, топливо, боеприпасы, а обратно переправляли тех, кто нуждался в эвакуации. Дорога жизни спасла от гибели трехмиллионный город (с учетом беженцев из Прибалтики и окрестных пригородов, 500 тысяч воинов Ленфронта и моряков Балтфлота). За время действия водной и ледовой трасс на Ладоге и их сухопутного продолжения от Кобоны до Подборовья и Заборья в Бокситогорском районе было эвакуировано 1 376 000 человек; общее количество перевезенных грузов составило свыше 1 615 000 тонн.

Дорога жизни требовала изобретательности, смелости и инициативности от руководства города, Ленинградского фронта, Ладожской военной флотилии, ленинградских метростроевцев, автотранспортников, железнодорожников Волховстроя, от двадцатитысячной армии людей, обслуживавших и обеспечивавших ее бесперебойное функционирование. Дорога требовала мужества от ленинградцев, которые эвакуировались по ней, ибо в пути можно было попасть в лютую стужу или шторм, оказаться в полынье или под бомбежкой…

Так, например, ужасной трагедией закончилась одна из первых попыток эвакуировать по Ладоге как можно больше людей. Это произошло 17 сентября 1941 года. В тот день на озере разразился шторм, и баржа №725, предназначенная для перевозки особого курсантского батальона, состоявшего из слушателей военно-морских училищ Ленинграда, а по факту груженая не только молодыми бойцами, но также служащими различных учреждений и автомашинами, не выдержала натиска стихии и начала терпеть бедствие. К водной стихии вскоре присоединились вражеские бомбардировщики… Точное число погибших из-за отсутствия полного учета пассажиров никогда не станет известным, но только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Гидрографического управления погибли 685 человек. Кроме них жертвами трагедии стали все дети, ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаемные работники Артиллерийского и Технического управления ВМФ и другие лица, сумевшие погрузиться на баржу. Погиб также взвод курсантов Ленинградского военно-инженерного училища имени А.Жданова. Даже если на барже было 1200 человек, то погибло около 1000. Эта катастрофа — одна из крупнейших в истории мореплавания. По числу жертв она сравнима с крушением «Титаника»...

Дорога жизни была названа так самими ленинградцам, ибо она буквально спасала от голодной смерти. Каждый грузовик с продовольствием из Кобоны, каждый корабль из Новой Ладоги давали надежду десяткам тысяч жителей. Без ладожской коммуникации спасение города было бы невозможным.

Значение Дороги жизни были вынуждены признать даже генералы противника. «Гитлер надеялся вынудить Ленинград и его население к сдаче голодной блокадой, — писал фельдмаршал Э.Манштейн. — Но Советы перечеркнули его планы, организовав снабжение через Ладожское озеро — летом с помощью судов, зимой по проложенной по льду дороге».

 

Дорога Победы

И.Сталин неоднократно указывал А.Жданову и руководству Ленфронта на ненадежность Дороги жизни, ведь только чудо спасло ее после взятия немецкими войсками Тихвина в ноябре 1941 года, когда снабжение Ленинграда на время прекратилось, а сухопутный обходной отрезок дороги удлинился почти вдвое. А если бы немцы взяли Волхов и соединились с финнами на Свири? Поэтому, как только 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду и появилась возможность прокладки более надежной железнодорожной коммуникации для сквозного проезда поездов с Большой земли в Ленинград, ГКО СССР принял решение о срочном сооружении железнодорожной магистрали Поляны — Шлиссельбург и наведении мостов через реки Назия и Нева.

Дорога была построена за рекордные семнадцать дней. 7 февраля 1943 года легендарная паровозная бригада машиниста И.Пироженко привела по ней со станции Волховстрой в Ленинград первый эшелон с продовольствием.

Магистраль получила гордое имя Дороги Победы. За год ее функционирования — с февраля 1943-го по февраль 1944-го — в Ленинград было доставлено втрое больше грузов, чем по Дороге жизни. Значительную часть грузов составляли вооружение, боеприпасы, топливо для танков и самолетов, личный состав войск. Именно благодаря им в январе 1944 года в ходе стратегической наступательной операции «Январский гром» удалось отбросить на запад немецкие дивизии, осаждавшие Ленинград, и освободить город от оков. С тех пор каждый год 27 января мы празднуем день Ленинградской победы.

Геннадий Москвин

(продолжение следует)

 

 

 

 

ЛАДОЖСКИЙ ТРУБОПРОВОД

Сжатый в кольце врага Ленинград продолжал жить и работать, а потому остро нуждался в горючем. В апреле 1942 года было принято решение о прокладке по дну Ладоги магистрального трубопровода. На его сооружение отводилось всего пятьдесят дней.

Трубопровод длиной 29 километров (21 из них под водой) был построен за 43 дня и протянулся от мыса Кареджи на восточном берегу Ладожского озера, где был пункт приема горючего с железной дороги, до железнодорожной станции Борисова Грива на западном берегу озера (в 45 километрах от Ленинграда). Трубопровод был стальным и пролегал на глубине до 13 метров. По нему производилось попеременное перекачивание различных видов горючего: бензина, лигроина, керосина, дизельного топлива. Ладожский трубопровод стал первым в мире подводным сооружением такого плана.

Главным инженером проекта был назначен Д.Шинберга. Часть труб была доставлена с Ижорского завода. Привлечены водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения. Военное прикрытие строительства обеспечивалось кораблями Ладожской военной флотилии и авиации. После снятия блокады сооружение было демонтировано.

 

 

КАБЕЛЬ ЖИЗНИ

С августа по ноябрь 1942 года для обеспечения блокадного Ленинграда электричеством с восстановленной Волховской ГЭС силами Ладожской военной флотилии по дну Ладожского озера прокладывался высоковольтный кабель. Благодаря подводному заложению он был недосягаем для авиации и артиллерии немцев.

Кабель был выпущен на заводе «Севкабель» в Ленинграде. По причине отсутствия изоляционной бумаги в блокадном Ленинграде была использована бумага с водяными знаками, предназначенная для выпуска денег.

На монтаж Военным советом Ленинградского фронта было отведено 60 дней, причем кабель мог укладываться только ночью из-за опасности авианалетов. Предварительный монтаж осуществлялся на спрятанной в бухте барже. Затем за один проход баржи и вспомогательного судна по озеру со скоростью 2-2,5 километра в час кабель укладывался в самом узком месте Ладожского озера (23,5 километра) на глубину до 18-20 метра. По первой нитке кабеля электричество начало поступать в сеть Ленэнерго 23 сентября 1942 года, что позволило восстановить производство на заводах, трамвайное движение в городе и дать свет в квартиры.

После полного снятия блокады Ленинграда Кабель жизни был поднят со дна озера и использован при ремонте городских линий. Большая его часть была проложена под Невским проспектом. Части кабеля представлены в Музее истории Петербурга.

 

Вернуться к списку новостей